А в Крыму всё хорошо.
Четверг, 07 Мая 2009

В славном городе Симферополе наша группа собралась в полном составе, и больше ничто не могло остановить нас. И не остановило. Мы погрузились в заранее заказанную маршрутку и под зычный запев Бритни Спирс помчались навстречу морю, солнцу, Судаку, Новому Свету, и, конечно же, горе Сокол. Приключениям и открытиям. Счастью, и ещё раз счастью! И привезла маршрутка нас прямо на территорию КСО, где мы разбили большой лагерь. В нашем распоряжении тут были туалеты с бумагой, душ, кухня с газом и кастрюлями, ну и услуги спасательного отряда, конечно. Рай, а не жизнь.

Антон Шелкович

Наши планы были грандиозны, так что мы едва сдерживались, расставляя палатки и собирая в кучу железяки. Срочно требовались приключения. И только-только закинув в палатки спальники, мы приняли решение совершить променад на скалу Болван. Костя раздобыл информацию о том, что на Болване есть мультипитч на три верёвки, с максимальной сложностью лазания 5с. 5с – это ж ерунда, подумал я сразу же. В самый раз для разминки. Не теряя времени, мы схватили пожитки и, задорно позвякивая ими, помчались туда. Маршрут должен быть пробит шлямбурными крючьями снизу доверху, но френды мы взяли. Скорее потому, что они красивые :). Ну и мало ли куда попадём, не дюльферять же. Шли мы впятером двумя связками. Костя и Саша. Марина, Лёша и я.

Первым делом, не имея перед собой описания, наша связка полным составом пролезла дорожку соседнего маршрута. Бодро пролезла, я бы сказал, мощно. С перилами, со всеми делами. Отработали на все сто. Мы же не знали, что не туда лезем. Ну, в конце концов, она выглядела намного менее страшно, чем то, что оказалось первой верёвкой мультипитча. Собрались мы там втроём на станции, сидим, тупим, что делать думаем. Вверх больше некуда, траверсом, только если в сторону, но тоже не фонтан идея.  А внизу, тем временем разыгрывается драма. Пришли инструктора и стали просить меня, чтобы денег дал. Потому что обменников кругом ни одного. И только у меня на груди кошелёк с гривнами. Короче вниз заманивают, и ругаются там. Кроме того, пришла Светка, и, наконец, пальцем показала, где тут мультипитч. Ну, уболтали черти языкастые, пришлось спускаться!

Пока дюльферяли, Костя пролез первую веревку мультипитча. Покорячился на первый взгляд не слишком много. Но Маруся начала канючить, что там "жопа" и нам всем капец. Поспорил с ней на мороженое, что я там, где Костя корячился, не застряну. Мороженое, кстати, так и не отдала! А Костя, тем временем, застрял на второй веревке. Говорит, что-то тут ж... какая-то. И добавил, мол, у вас второй разряд – вот вы и лезьте. Ну а что мы? В порядке живой очереди в бой был пущен бравый скалолаз Алексей, который, не слишком сильно матерясь, веревку эту пролез. Станцию, правда, долго искал, да так не нашёл, но это мелочи. Она, оказалась, под самым носом - в кустах спрятана была. В тот вечер много кто почувствовал себя Болваном.

Между тем наступали сумерки. Инструктора пришли в очередной раз посмотреть на нас, и всячески орали, чтобы мы спускались. Маруся робко их поддерживала, но так как стояла она далеко, получалось у неё совсем неэффективно. Изюминкой этой какофонии был хор лягушек, бесновавшихся в местном пруде. Из рюкзака был извлечён секретный набор френд, и по ближайшей щели, в последнем и отчаянном рывке, я взобрался наверх и закрепил перила. Инструктора, заметив такое развитие событий, успокоились и ушли в лагерь культурно отдыхать. Лягушки к тому времени только усилили накал и квакали всё громче. А наше веселье только начиналось.

С одним фонариком на пятерых, слегка угнетенные, но совершенно не сломленные,  мы взобрались на вершину и приступили к спуску. Спускаемся, никого не трогаем. А снизу нам орут: вы заблудились, мы вас спасём, мы идём за помощью! А мы как представили, что с нами будет, если ещё и спасотряд придет, да как начали орать, что у нас всё хорошо, и что спасать нас не надо. Почти без нецензурных слов. Слава богу, никто нас в тот вечер не спасал :).

Пришли в лагерь, и получили нагоняй (кто бы мог подумать) за то, что какая-то зверюга, по описанию похожая на лису, прогрызла пакет с продуктами, лежавший в палатке, и сделала дерзкую попытку утащить кусок сыра. Ну, всё как в басне.

На следующий день мы снова пошли на Болвана. И прошли мультипитч чисто, по маршруту, без сучка и задоринки, быстро и надёжно. Реабилитировались, так сказать. Правда, уже без Саши. Сашу подвели скальники. В них он лазать не мог.

Гордясь своей победой, впятером мы пошли смотреть на Сокол. Приобщиться к прекрасному и вообще разведать, что нас ждёт. В наших планах значился маршрут 2Б «Подарочный набор». Честно сказать, при первом знакомстве с Соколом захотелось сразу же присесть. Ну, чтобы не упасть и не стукнуться больно, засмотревшись. Едва только приметив ориентир начала нашего маршрута в первом секторе, мы больше просто не могли оторвать глаз от второго сектора этой горы. Он вселял благоговение, он пугал и манил. Величественная стена необъятных размеров, на первый взгляд кажущаяся сплошным зеркалом. В тот день мы лишь прошли мимо, но впечатлений набрались до предела. У нас, при положительном стечении обстоятельств, был запланирован маршрут на этой стене. В тот день даже думать о нём было неловко. Скорее в шутку мы просмотрели его нитку. В прочем, в каждой шутке всякое может быть.

Оставив Сокол позади, не теряя его из виду, мы попали в Новый Свет. Как мы гуляли по нему так, что из достопримечательностей посмотрели только фирменный магазин шампанских вин и забегаловку у моря, я не знаю. В забегаловке заказал Катрана. Честное слово, лучше бы за эти деньги мороженым объелся. По дороге назад снова впечатлились вторым сектором, но на этот раз нашли в себе силы сделать подход под завтрашний маршрут.

И тут нам открылось серьёзное пространство для размышлений. Мы так корячились на мультипитче, а тут, по описанию, то же самое, только намного длиннее. Это в определенном смысле вселяло беспокойство за наши будущие планы покорять  более сложные маршруты. Начало маршрута не представляло собой ничего особенного. Разве только внизу все скалы были забрызганы какими-то какашками, так что мы решили, что сложности коварно поджидают где-то выше. А на спуске вспомнили, что последние две верёвки, одни из самых сложных, совпадают с маршрутом «Единичка» 1Б. Открыли описание этого маршрута, а там черным по белому : «простое лазание». Загадочно... Это что же, новичкам простое лазание на их единичке, а нам на двойке ключ маршрута? В конце концов, кто тут крутой?

Утром, в 5:55, ворона, пролетая мимо, проквакала по-лягушачьи и разбудила меня  вместо будильника. Животный мир Сокола не перестаёт удивлять.  Помня про какашки, на всякий случай, пополнили запас туалетной бумаги в рюкзаке и выдвинулись на маршрут.

Вчера на Болване Костяну так и не привелось лазать с нижней страховкой, потому пройти ключевую верёвку сегодня выпала честь ему. Костя взял, и прошёл.

Без всякой спешки и напряжения, шарясь по каким-то кустам, мы, как истинные ценители жизни, плавно, загорая на станциях, поползли вверх.

Не было даже намёка на сложности, испытываемые на Болване. Можно даже сказать, что не было вообще никаких намёков на сложности. Тем не менее, не расслабляясь, мы влезли наверх.

На спуске чуть не попали на сбросы, но инструктора снова подкрались снизу и начали зычно орать, чтобы мы шли дальше, и тут не спускались. Под их чутким руководством спустились до трассы, и пришли в лагерь, а затем снова метнулись в Новый Свет.

У читателя может сложиться впечатление, что ближе Нового Света ходить некуда. На самом деле магазин и закусочная находятся в пяти минутах ходьбы от лагеря, а вот до Нового Света - час. Так уж сложилось, что мы здорово переживали, и по программе супернадёжных восхождений перед выходом на маршрут мы делали подход под него, находили начало, высматривали и изучали нитку. А от маршрутов уже было ближе в Новый Свет. Да и интереснее тоже.

По пути поднялись посмотреть на маршрут, запланированный на завтра, а именно «Галочка» 3Б. С дороги он выглядел весьма внушительно и в чём-то даже пугающе. Не так, конечно, как второй сектор, который мы снова видели, но тоже внушительно. Путеводитель сообщил, что ключ маршрута – две верёвки 6а. Мы снова наивно поверили ему и, почти шопотом делились переживаниями, как же это мы его пролезем. Но, сделав вид, будто не испугались, продолжили путь.

На этот раз решили срезать. Спускались по тропе к пляжу, а пришли во двор какого-то богато отделанного коттеджа. Не теряясь, вышли через ворота, не забыв их запереть. Снаружи висела надпись, что внутри ведётся видеонаблюдение и все вошедшие будут расстреляны. Ха-ха, лучше бы внутри её повесили.

Прошлись по уже знакомым местам. Закупили 6.5 литров вина. Посетили советскую столовку. Сошлись во мнении, что она вообще нереально круче той забегаловки, посещенной вчера. На обратном пути выпили полтора литра из рюкзачных запасов. Наблюдали, как портится погода, и с моря надвигаются грозные тучи. Временами шёл дождь. А поскольку утром погода не улучшилась, завтрашний день  демократическим голосованием был объявлен днёвкой. Благо, в планах она была заложена. В качестве подготовки к тройке немного лазали на Болване с нижней страховкой маршруты 5с-6а, пока нас оттуда не прогнал дождь.

Прогулялись на пирс, подышать морем и внезапно увидели Сокол, весь мокрый и в тучах. Порадовались за себя.

В этот день посетили Генуэзскую крепость. Вход стоит 20 гривен. Я честно, даже не представлял, где этот вход находится. Зато уже давно смотрел на простой и логичный маршрут через стену крепости. Короче сэкономили.

Попав внутрь, обошли её вдоль и поперёк. Залезли, куда только можно было, от чего я даже слегка устал. Кое-как дошёл до палатки, где забылся сном.

Проснулся оттого, что меня выдернули наружу. Попросили залезть на Болвана, нашаманить погоду. Залезли, и вшаманили, что было сил.

Только улеглись спать, как местные собаки, прикормленные сегодня днём, принялись охранять лагерь от лисы. Одна собака бегала вокруг нашей палатки, истошно завывая. Видимо, старалась отпугнуть лису, а вторая гоняла лису по холмам, лая то тут, то там. Попытки уговорить собак прекратить скандал не увенчались успехом. Юля, спавшая у нас в палатке, подскакивала три раза (по крайней мере, пока я не заснул). Костян даже выходил переговорить с собаками с глазу на глаз, и придушить лису самолично, но также не преуспел в этом. Утром, нельзя сказать, что солнце палило, но и намёков на дождь не было. Шаманство не прошло впустую.

Могучие и решительные мы двинулись под маршрут. В качестве перекуса взяли три леденца на четверых. Ну и традиционно, литр минералки. И снова мимо второго сектора. Временами, на секунду, или даже на две, он не казался таким уж неприступным. И в голове постепенно укреплялась мысль о том, как здорово было бы сходить такой маршрут. Только не сегодня. Сегодня мы, по простым скалам взобрались к ключевым верёвкам тройки. Поплевались, что нас опять обманули с категорией верёвок, кинули на пальцах кому лезть ключ и мастерски его пролезли.

А вот на "последних метрах", неожиданно встретили верёвку, действительно адекватно описанную - 5а. Примерно той же сложности, что и сам ключ, который в описании значился как 6а. А, впрочем, просто ещё одна возможность лазать, которую мы умело использовали.

Пока лезли, у нас была возможность просмотреть нитку завтрашнего маршрута. Честно говоря, он был за эту неделю уже просмотрен вдоль и поперёк. Ну а тут вблизи увидали. Сколько не смотрели, так и не поняли, как же там лезть. Тогда взобрались наверх и посмотрели на него оттуда. Понятнее не стало. Озадаченные пошли вниз.

Спустились и принялись собираться на восхождение, которое для нас было венцом всей недели пребывания в Крыму. Маршрут «Запятая» 4Б\5А. Снаряжение собирали с вечера. Подъём в пять утра, чтобы наверняка быть первыми на маршруте. На подход решили не ходить, потому что там такой подход, что с него дюльфером спускаться надо. Этакая единичка.

Отдельно о снаряжении. На каждое восхождение мы брали молоток с крючьями, но так ничего не забили. Брали скорее для того, чтобы линять с маршрута в непогоду. Брали набор закладок, но ни разу ими не воспользовались. Весили они мало, так что носить их было не трудно. У нас был богатый набор френд, и они там шли лучше всего из-за специфики рельефа (много расширяющихся трещин, отколов). На разных восхождениях у нас было по 13-18 оттяжек, куча разных петель и карабинов. Было два рюкзака на четверых. Один маленький, на 18 литров, и большой на 45. И то, два только для того, чтобы легче было дотащить железо до горы и утащить его назад. А так все тяжести лежали в большом. Ну и две верёвки.

Тактика восхождений была такая: первый лезет с нижней страховкой и закрепляет перила. Второй поднимается с тяжёлым рюкзаком по перилам и тянет за собой верёвку. Вешает рюкзак на станцию, отдаёт верёвку первому, достаёт фотоаппарат, фотографирует, отдыхает перед тем, как пролезть следующую верёвку с нижней страховкой. Первый в это время страхует третьего, который лезет с верхней страховкой, и, если вдруг где застревает, то использует перила. Затем третий страхует четвёртого, а первый второго. Система не скоростная, но надёжная, и предполагает перила только как цену за возможность пролезть верёвку с нижней страховкой.

Сложив всё барахло в рюкзак, выдвинулись в путь. В воздухе витало напряжение. Второй сектор! О Боже, мы идём туда! Подход не составил серьёзных трудностей. Шли, связавшись, в основном одновременно со страховкой за кусты. Подошли под маршрут, куда я считал, нам нужно лезть. Почитали путеводитель. Лёха тактично намекнул, что это 5Б «Бодун» и нас тут не ждут. Нервно похихикав пошли дальше.

Заметил в первом шлямбуре какого-то маршрута новенький титановый карабин советской фирмы Ирбис. Зная любовь Михалыча к таким карабинам, хотел стырить. Но товарищи обругали с общим смыслом, что если стыришь, мы тут все сдохнем, так что я воздержался.

Наверное, полчаса сидели под маршрутом, пока не начали вливаться в рабочий ритм. И страшно было, и сонные все были. Тем не менее, как-то собравшись духом, я всё-таки полез. Хватило меня ровно на пол верёвки. Лазание нельзя сказать, что сложное. Но какой-то просто панический страх одолевал всех нас. Если бы ещё и лазание трудное было, вообще бы никуда не залезли. Плюс ко всему верёвка перестала тянуться из-за обилия изгибов. На глаза попались два шлямбура, и я тут же организовал станцию, чтобы перевести дух, и принять Лёху, который страховал бы меня отсюда.

Успокоился, собрался с духом, немного привык к осознанию того, что, в отличие от предыдущих маршрутов, здесь простых вариантов прохождения маршрута не бесчисленное множество, а всего один. А кругом одна жесть. Жесть-жесть-жесть!

Полез. За время, пока Лёха поднимался по перилам, я наметил нитку своего маршрута. Я уже видел и станцию вверху, и места для промежуточных точек. Под конец верёвки снова стало как-то трудно. Дотянулся до оттяжки, вщёлкнул, взялся за неё, подлез, вщёлкнул следующую. Ну, думаю, живём! ЖИВЁМ! Таким ходом любой маршрут не сложно пройти. Пролез ещё немного, и снова не лезется. Попытался достать до следующего шлямбура – нифига. Далеко слишком. Постоял минуты две. И так не достать и этак тоже. Разозлился, взялся левой рукой  за мизер, правую ногу в трещину выше руки, встал и дотянулся. А там уже и станция. Сделал, повис на ней – как будто дома на диване. Так уютно висеть на станции после верёвки с нижней страховкой – словами не передать. Это надо прочувствовать.

Следом поднялся по перилам Лёха. За ним Маруся. Маруся принялась страховать Костю, а Лёха меня. У меня страх уже откатил, а за Лёху я здорово переживал, и потому решил не рисковать, и продолжил лидировать. Без особых трудностей добрался до второй станции. Закрепил перила, снял скальники и повесил их рядом. Из-за туч вышло солнышко. Счастье подкралось незаметно.

Снова приперилил Лёха. На этот раз уже с фотоаппаратом. Снизу, со смотровой площадки за нами наблюдали какие-то подростки. Тут они активизировались и проорали что-то вроде «эй вы, …, вы чего туда забрались?». Лёха не заметил их и решил, что это с нижней станции кричат команду какую-то. И как настоящий альпинист во всю глотку проорал «ПОВТОООРИИ!!!». Подростки поспешили пройти по своим делам.

Разобравшись, что к чему мы посмеялись, и Лёха принялся фоткать, как за нами перилит Маруся. Она, пожалуй, боялась больше всех нас (но, конечно, больше всего за Лёху), и потому лазать не спешила. Мы её подбадривали, когда чувствовали себя уверенно. Она подбадривала нас, когда ей было спокойно. В моральном плане наша группа была крайне устойчива. Поднявшись, Маруся снова взялась страховать Костю, который шёл последним, а я принялся страховать Лёху, который полез вперёд.

Следующая станция была на дереве. Ждали мы её с нетерпением. Ведь там можно было, наконец, нормально постоять.

С дерева Лёха снова полез первым, но на середине верёвки застрял. Нужно было пройти по зеркалу налево, к трещине. Зацепок, как таковых практически нет. Только какие-то неровности рельефа – бугорки, впадинки. Лёха постоял там, подумал, и говорит: ну тут вроде бы падать некуда, максимум зад обдеру, так, что лови если чего. Дожидаться этого самого «если чего» желания не было, и потому, пожалев нервы Марины скомандовал Лёхе спуститься парашютом на последней точке. Ну и полез сам.

Долез, смотрю: и правда лажа, но, вроде, вполне проходимая. Пошёл и где-то на середине снова меня начал одолевать страх. Да такой, что я начал ложиться животом на склон. От этого ноги, стоявшие на условных неровностях рельефа, начали предательски съезжать вниз. В этот момент мне захотелось домой к маме :). Единственный, кто при этом не растерялся – это мой организм, который подбодрил меня мощным всплеском адреналина. Очухавшись, я тут же встал на ноги, переставил их, и оказалось, что тут можно вполне свободно стоять. Впрочем, задерживаться в этом месте не хотелось, и потому я быстренько полез к трещине. А рядом, вниз головой бегала саламандра. Я аж громко выругался от обиды, что у неё так легко получается. Товарищи попросили повторить, но я не стал, а вместо этого дополз до трещины, откуда проорал, что я спасён, и за меня можно больше не беспокоиться. По трещине без лишних проблем долез до станции.

Пришли по перилам Лёха с Марусей и запустили меня на последнюю верёвку до яйлы. Маруся уже очухалась и попросилась полазать с верхней страховкой, но как-то не сложилось. Так мы взобрались по этому славному маршруту. Так мы побывали во втором секторе и вернулись почти героями! Бодро спустившись в лагерь, не сильно там задерживаясь, мы, пошли в город отмечать наши достижения. А эйфория от этого восхождения не покидает и сейчас! ЖИВЁМ! По-настоящему живём!