Прогулка на Эльбрус
Понедельник, 17 Августа 2009

Наконец, мы трое, я, Пучков Миша и Антон тепло попрощались с нашими оставшимися товарищами и уехали в сторону Эльбруса. А точнее в ущелье Уллухурзук. Дорожка от Хурзука и впрямь оказалась военной. Уазик бодро преодолевал каменные завалы и речки, а мы подпрыгивали на сиденьях и хватались за поручни.

Анатолий Шелкович

На равнине 18 километров проезжаются за 15 минут легко, а здесь мы ехали быстрее, чем могли идти пешком, и были этим довольны. Но вот выехали на обширную поляну, строение с надписью «гостиница Джилысу». Кое-где стоят палатки, автомобили. Немного людей. Водитель отвез нас к минеральному источнику, показал, где он. Небольшое застекленное строение, внутри бассейн, в нем булькают пузыри. Ощущение – как в кипящей воде.

Несмотря на относительную холодность воды, эти пузыри похоже греют. Но долго не просидишь, газы вытесняют кислород, и дышать трудно. Говорят, что источник лечит от многих болезней. Я полечил ушибленное колено, полегчало.

Время – третий час, пора выходить. Закинули на спину рюкзаки и двинулись в сторону перевала. Около последних строений крепкий старичок рассказал, как лучше подняться на перевал. Посоветовал не бежать сегодня на перевал, а остановиться на удобных ночевках. Светлого времени оставалось немного. Но мы шли бодрым темпом, и хоть вдалеке гремела гроза, останавливаться не хотелось.

Часа через три мы были на перевале, дул пронизывающий ветер. С перевала мы огляделись, сравнили вид с картой, наметили путь назавтра. Внизу на плоской осыпи стояли палатки, ходили люди. Мы решили остановиться возле них. Сбежали вниз, поздоровались. Оказались туристы из Сум, Украина. О чем и свидетельствовал трепетавший на ветру флаг.

Они нас угостили чаем с медом, а я их фирменным напитком на спирту. Обе высокие стороны остались довольны. Поговорили о жизни и обменялись планами на будущее. Наши планы совпадали, они тоже хотели взобраться на Эльбрус. И даже выслали несколько человек в разведку дальнейшего пути. Разведчики, вернувшись, в целом подтвердили направление движения на завтра. Утром они тоже хотели выйти пораньше.

Утром наша группа из трех человек оказалась чуть мобильнее, и мы вышли на полчаса раньше. Стояла хорошая погода, рассвет оказался красочным, и Эльбрус вблизи казался не таким уж и большим, как вчера издали.

Но мы понимали, что это не более чем иллюзия, пространства большие и быстро ничего не будет. Подошли к леднику, и одели кошки. Антон чуть повременил, сказалась молодость, нежелание менять стиль ходьбы. Казалось, что ледник плоский, а впереди еще были камешки. И был наказан падением, к счастью без последствий. Погуляли через ледник, выискивая проход среди трещин. Трещин в этой части было немного, и они были неширокие, можно было перешагивать через них, находя узкое место.

Поднялись на снежное плато, дальше можно было чуть подняться вверх, или больше спуститься вниз. Мы выбрали вверх. Однако в этом месте трещины были не видны под снегом и мы решили связаться веревкой. Миша разведывал путь, а я с Антоном его страховал. Так и шли, растянувшись на всю веревку. Довольно быстро наша тройка нашла проход по леднику, обходя явно опасные места, осторожно переходя участки засыпанные снегом и уверенно чувствуя себя на открытых участках льда.

Нашей целью была далеко врезавшаяся в ледник осыпь, острым концом расположенная на юг, по направлению к вершинам Эльбруса. Там мы и обнаружили прекрасные площадки, к тому же защищенные рельефом от дующего ветра. Лучшего нам и не мечталось, поэтому единодушно решили, что мы на сегодня пришли.

Антон обнаружил завидный аппетит и требовал пищи. Я пошел искать воду. Вышел на ледник, с ледорубом, которым намеревался добывать воду. Тут же шлепнулся задом об лед, ледник по-прежнему был скользким, а кошки я успел снять. Дальше я весьма осторожно искал место добычи воды, это сразу забраковав. Наконец нашел на стороне с ветром воду, текущую по леднику. Вырубил колодец, маленький, но быстро наполняющийся. Там мы и брали воду потом.

Вскоре подошли сумчане. Расположились рядом. А мы пообедали, передохнули и решили налегке сходить в разведку.

Взяли чуть теплых вещей, веревку и пошли по направлению к скалам Ленца. Выбирали свой путь, выводящий на гребень, по которому проходила уже набитая тропа. Пришлось искать путь среди трещин. Тут шел впереди Антон и палкой прощупывал путь. Встретившиеся трещины старался расширять до хорошо видимых размеров и топтать тропу в обход. Так, поплутав пару часов, мы вышли на гребень.

Как раз у скал Ленца, там и тропа пробитая была видна. Передохнули и поднялись чуть выше, к видневшемуся на скале кресту. Про себя я уже решил, что выше креста не пойду, на сегодня хватит. Под скалами у креста на ровной площадке стояла палатка, а в ней жили двое ребят. Они собирались назавтра пойти на седловину и уйти на южную сторону Эльбруса. К скалам Ленца дошли с трудом, сказывалась высота, все-таки 4 с половиной тысяч метров над уровнем моря. Один из парней был вполне в форме, второй чувствовал себя похуже. Посоветовав им в случае ухудшения самочувствия немедленно бежать вниз, и мы засобирались к палатке. Я уже высоту тоже почувствовал, начинала побаливать голова. Вниз мы шли в связке и вдоль наших следов, чтобы не разрушать ступеней. Спустились почти бегом, тут и голову отпустило.

На стоянке рассказали обстановку соседям, они назавтра собирались подойти под скалы Ленца. А мы решили сходить с утра на гору, вроде по сегодняшнему дню противопоказаний не наблюдалось. Решили ночью не ходить, что ж по темноте ноги бить? Выйдем с рассветом, а там как получится. У нас в запасе время было. Вечером потрясающе кровавый закат радовал нас своими красками. Фотографировали, просто смотрели, стараясь запомнить, ведь фотография не передает всей грандиозности масштаба явления.

Ощущалась собственная ничтожность и затерянность среди просторов снега, льда, камня и буйства огня заходящего солнца. Понимали, что стихия в этих местах настолько масштабна, что может и не заметить несколько человек, оказавшихся не к месту и не ко времени. И в то же время, осознание возможности противостоять стихии собственным опытом успокаивало. Вечер был довольно тихим. Холодно, но не морозно. Ветерок. В этих местах все может быть намного хуже. Что ж, будет хуже – справимся и с этим.

Утром, конечно, слегка проспали. Планировали выйти на рассвете, в 6, а получилось в 7. Быстрые сборы, чай с бутербродами слегка поправили ситуацию. В 7 еще не поздно. Знакомой тропой подошли к скалам Ленца. Если вчера на это ушло три часа, то сегодня – час.

Темп был вполне приемлемый. Не бег, но размеренный постоянный шаг. Так, чтобы не задыхаться. Выше скал, на взлете догнали вчерашних ребят с рюкзаками. Темп ходьбы у них был совсем не быстрый. Высота и вес рюкзаков не позволяли им идти быстро. Чуть поговорили, и мы пошли дальше, оставив их позади. Мне они дали утерянную кем-то шапку, чтоб нашел хозяина. Хозяин, предположительно, двигался малой скоростью в сторону вершины. Антон шел впереди, как и следует молодым и крепким, я вырвался на второе место, следом размеренной поступью шел Миша.

Время от времени по высотомеру я сверялся, где мы есть. Высота набиралась до обидного медленно. Почти никакие ухищрения не помогали. Ступени стали почему-то повыше, и подальше друг от друга. Каждая сбитая ступенька вызывала чувство досады на окружающих. В голову лезли странные мысли. Сожалел об отсутствии огнестрельного оружия, для отстрела разрушителей ступеней. Решил заняться счетом. Отсчитал сто шагов – ступеней. Посмотрел вверх. Впереди Антон, еще выше какой-то человек, у вершины появилась цепочка людей, человек двадцать.

Наверное, спускаются, раньше не было видно. Посмотрел назад – недалеко Миша. Отсчитал еще сто шагов. Посмотрел вверх – картина та же. Антон, перед ним человек, у вершины цепочка. Посмотрел назад – Миша там же.

В смысле, от меня не стал ни ближе, не дальше. Еще сто шагов – ничего не изменилось. Еще сто – все на своих местах. Что-то не то. Ладно, перемещение Миши, Антона и человека впереди него идет синхронно со мной, поэтому не заметно, но цепочка спускающихся уже должна была бы быть рядом со мной! Эге, похоже, они идут не вниз, а вверх. Да и не идут, а скорее стоят. Стал считать не по сто, а по двести. Антон, человек впереди его и цепочка приблизились. Миша отдалился. Причем, цепочка и человек стали серьезно различимы, Антон чуть ближе стал.

Чувствую, начал задыхаться. Пришлось сбавить темп. Да, темп упал до состояния похоронного марша. А то и меньше. Стал глубже дышать, задействовав нижнюю часть легких, по системе йоги. Через некоторое время закружилась голова, подействовала гипервентиляция легких. Если бы я в таком темпе дышал на равнине, уже бы давно потерял сознание от переизбытка кислорода. Постарался чуть умерить дыхание, пошел еще медленнее. Шаг, секунду стою в ступени, медленно, специально замедленно переставляю ногу. Еще шаг, такой темп даже темпом назвать нельзя. Но дало свой эффект, дыхание успокоилось. Похоже, у идущих впереди такие же проблемы. Потому что расстояние между нами существенно сократилось. Цепочка людей, уже явственно различимая стала скрываться за перегибом, ведущим к вершине. Интересно, что произойдет быстрее – я догоню Антона, или Антон догонит впереди идущего? Как все медленно происходит.

Оборачиваюсь назад, о, как мало я прошел от последнего камня! Уже иду столько времени, а вот он недалеко! А должен был стать неразличимой точкой в снегах! Этак мы никогда никуда не дойдем! А Антон собирался еще с Восточной вершины перейти на Западную! Я говорил, что это навряд ли, но сам же так не думал! Я же думал, да, сейчас сходим на Восточную, потом спустимся на перемычку, потом зайдем на Западную, потом опять на перемычку, потом к палатке чай пить. А что нам, что там ходить, вот же оно все рядом, рукой подать. Что ж оно стало все так медленно и печально? Как во сне, когда хочешь быстро побежать, а не можешь? Все ж нормально, вон иди себе, да иди, воздух чистый, запаха я не чувствую (а Миша утверждает что вонь паленым стоит! Ему виднее, у него нюх видать лучше). Где ж справедливость? Все нормально, а не идется!

У развилки. Условной развилки, здесь вроде поворота на вершину, и до вершины вроде рядом. Антон сидит, смотрит на меня. Человек, что шел впереди него, тоже вон недалеко, почему-то не хочет в отрыв уходить. Сверху толпа народа бежит. Стал у них про шапку спрашивать, никто не терял. Проявляют живое участие, советуют, куда шапку деть, на что надеть. Отпустил их, раз не их шапка, так и дела нет. Антон встал, пошел вверх, на его месте остался лежать телефон. Горняшка в полном объеме. Хорошо, я заметил, так бы и ушел без телефона. Пока с шапкой, с телефоном разбирался, вроде отдохнул.

Последние метры до вершины не запомнились. Так, тропка вокруг камней, все рядом. Камушек высотой метра три на вершинной плоскости, ветер воет.

Пожалуй, морозец градусов пять. Быстро надел пуховку, перчатки теплые надел еще раньше - утеплился. Пальцы в ботинках холодные, но шевелятся, беспокойства не вызывают. Щеку замерзшую протер, кровь по ней пошла, а от ветра отвернулся. Вроде все в порядке, на вершине летят облака, то заволочет, то развеет. За камнем не так дует.

Человека звать Жора из Кисловодска. Шапка оказалась его. Одевает поверх капюшона, тут же опять теряет. Познакомились, сфотографировались. Поздравили друг друга с восхождением.

Утеплившись, погулял по вершине. С других сторон крутые сбросы. Вдалеке острый снежный гребень, на нашем уровне. Или купол, попробуй в тумане разбери. Оказалось – тоже Восточная вершина. На том же уровне, но идти туда не хочется. И на Западную не хочется, которая виднеется еще дальше. Антон со мной согласен, после пяти тысяч и у него батарейка кончилась. Спустя минут десять появился Миша. Весь в масках и очках. Встретил бы где – не узнал бы. А тут я его вычислил. Один, да один, да еще один – будет три. А значит четвертый – Миша. Да и одежда его, и ругается как он. Значит он! А кому ж еще быть в этих местах? В общем – место действительно трудное. Погода – не для загара. Хотя носы у нас обгорели, кроме Миши, конечно. Ему в этих масках солнце не вредило.

Опять налетел туман, и нам на вершине стало грустно. Решили идти вниз, пока совсем не испортилась погода. И как побежали! Вниз-то гораздо легче идется. Быстрым шагом, в основном по целине, не проваливаясь, шли вниз, сбрасывая высоту.

Жора из Кисловодска едва поспевал за нами. На камешке его подождали, посидели с ним, обменялись координатами, и, видя, что он уже не потеряется, побежали дальше. К палатке спустились довольно быстро уже знакомой дорогой.

У палаток наши соседи рассматривали планы на завтра. Тоже собираются сходить на вершину. Поделились с ними своими ощущениями, рассказали, что и как. Ребята пораньше завалились спать, ответственно подошли к делу, собирались выйти среди ночи. А мы отдыхали, опять любовались закатами и поглощали припасы.

Утром не спеша собрались и спустились к Северному приюту, где начальствовал Олейников Николай Петрович.

Он собирался спускаться вниз, и ехать в Пятигорск. Чуть подумав, мы приняли его любезное приглашение, и не пожалели. Петрович собрал рюкзачок и в темпе побежал вниз. Мы за ним, высунув языки. Впрочем, темп был вполне привычный, хотя, если бы мы шли одни, конечно, шли бы медленней. А так, горы мелькали в глазах, тропа сливалась в сплошную полосу, на поворотах чувствовался запах паленой резины от ботинок. Не успели разглядеть окружающие красоты, а уже оказались на поляне. Пока бежали, начался дождь. Поставили палатку по центру поляны и укрылись в ней. Сразу начали готовить поесть. Процесс был отработан, и через 20 минут мы уже рубали супчик. Когда дождь перестал, мы осмотрелись. Где, люди, машины, источники? Где все обещанное путеводителями? Пару машин, людей не видно. Вода только с неба. Есть еще цивильный водопровод, вода течет из трубы. Как в трубу попадает – не понятно.

Мимо проходила компания, человек 7. Я их спросил, где тут источники. Они предложили пойти с ними, они шли туда купаться. Я, как был в тапках, так и пошел. По дороге разговорились, они собирались подниматься на Эльбрус. А я уже вроде старожила, я уже сходил. Напустил на себя важность, что там Эльбрус, ходится на раз-два! А сам думаю – далеко они меня в тапочках вести собираются? Оказалось – далеко. Не ожидал. Но виду подавать не стал, что нам в тапочках по горам ходить? Шли около часа, как вдруг, между гор открылась долинка, с еще одной дорогой. Так вот где все попрятались! Вагончики, люди, машин штук двести. В низине бассейн с нарзаном, а в нем плещутся толстые мужики. И худые тоже. Наверное, больные. Я себя больным не чувствовал, но тоже залез. Посидел недолго. В этом бассейне еще хуже было дышать. Хотя вода была теплее. Выскочил, и не вытираясь, полотенца ведь не взял, оделся и бегом поскакал обратно. Хотел побыстрее донести радостную весть до коллег. Забежал обратно за сорок минут, очень быстро бежал. Коллеги дрыхли в палатке. Шел дождь. Уговорил Мишу сходить к источнику, а заодно купить сахара, который кончился пару дней назад. И шоколадку для Антона. И пива для себя.

Когда пришли к источнику, оказалось, что его выключили. В бассейне уже не купались, а просто стояли толпой. В одежде. Выглядело довольно смешно. Ну, чего не бывает. Зато рядом из трубы тек действительно вкусный нарзан. Сахара в единственном магазине не оказалось. Шоколадок тоже, про пиво молчу. Не было. Зато были вкусные конфеты. Их мы и купили для Антона. И с такой добычей отправились обратно. По пути назад мои батарейки кончились, и ходьба превратилась в тоскливый похоронный марш. Еле дополз. У палатки отдохнули, заправились пивом, купленным у Петровича, и легли спать.

Утром Петрович нас поднял, как в армии. Быстро собрались, еле успели супчик приготовить и поесть.

Петрович загрузил рюкзаки в машину и поехал штурмовать крутой склон, чтобы успеть взобраться до дождя. А мы следом пошли пешком. Наверху склона начался наш спуск в цивилизацию. Очень вовремя, потому как вскоре действительно пошел дождь, да и немалый.

В Пятигорск приехали с дождем. Купили картошечки, колбасы, лучка и отметили у Петровича возвращение. Нажарили картошки, Петрович затопил баню, жизнь вошла в свое русло. Миша сел на телефон, всем рассказывая, как мы сходили, потом два дня поезда, и мы в Минске…