Это странное место Камчатка
Вторник, 22 Сентября 2009

Самолёт медленно разворачивается над Авачинской бухтой и заходит на посадку. Вскоре приземляемся на аэродроме города Елизово. Мы прибыли на Камчатку.

3 августа

Часа через 2, решив все вопросы с гостиницей и завтрашними билетами до Козыревска, мы выехали на такси в д.Долиновка. Дело в том, что мы изначально планировали побывать на океане, но не могли точно гарантировать себе этого по завершении похода. Да и терять целых полдня отпуска впустую не хотелось. От Долиновки, минуя заброшенную воинскую часть, мы пошли по тропе вдоль русла р.Халактырка и через 1,5 часа вышли на побережье Тихого океана. Искупавшись в холодных волнах прибоя мы отправились обратно. После долгой прогулки по ночному Петропавловску вернулись в гостиницу.

4 августа

Рано утром с автостанции 10-й км на рейсовом автобусе "Петропавловск - Ключи" мы выехали на север полуострова. Поездка вышла занятная: остановка в г.Мильково для обеда в местной столовой, переправа на пароме через р.Камчатка, а также замена водителем с помощью пассажиров лопнувшего колеса автобуса. Через 10 часов, после 494 км дороги, мы высадились в Козыревске и немедленно начали поиск машины для заброски к месту начала маршрута. Кроме нас на остановке находилась группа туристов из Москвы (2 М + 1 Ж). Скооперировавшись с ними мы сэкономили 50% от 12000 рублей, которые запросил водитель "УРАЛа". Ехали узкой дорогой по лиственничной тайге с подлеском из каменной берёзы и  вечером прибыли к домику вулканологов на урочище Копыто. Здесь, атакованные мошкой и комарами, мы заночевали.

5 августа

После завтрака собрались, поднялись на плато и пошли в сторону Толбачинских вулканов. Преодолевая огромные овраги мы достигли каньона реки Студёная.

Каньон пришлось обходить несколько километров вверх по течению реки. Дойдя до удобного места мы спустились к руслу. Из-за огромного количества вулканического пепла, переносимого быстрым течением, вода в реке была чёрной. Мы разулись и перешли реку в брод. Далее через лавовые поля направились к живописному водопаду, где и остановились на ночь.

6 августа

Утром открылся отличный вид на Толбачик.

Толбачинские вулканы занимают юго-западную часть Ключевского дола, между верховьями рек Студёная и Левый Толбачик. Острый (3682 м) и Плоский (3085 м) Толбачики - вулканы-"близнецы", насаженные на лавовый щит. Мы планировали восхождение на данные вулканы и этот день занялись подходом в заданную на GPS точку. Погода испортилась, шли в тумане при очень плохой видимости.

Вечером остановились в заданной точке на высоте 2300 м.

7 августа

Утром надели альпинистское снаряжение и пошли на "взлёт". Поднимались по отрогу левее ледового кулуара. Плато Плоского Толбачика встретило нас туманом и плохой видимостью. Шли по приборам. После того, как кто-то провалился в заснеженную трещину и ощутил пустоту под ногами мы достали из рюкзака верёвку и продолжили путь в связке. Обошли чёрный кратер со снежными карнизами и отправились дальше. Весь путь на Острый Толбачик идётся пешком в кошках по снежно-ледовому гребню. Когда мы поднялись на вершину, то перекусили и отдохнули.

После пошли назад тем же путём. Спуск с Острого Толбачика не вызвал проблем.

Но на Плоском Толбачике поверхность подтаяла и пришлось идти по какой-то снежно-грязе-водяной каше. Ближе к краю плато мы обнаружили метеозонд и старые баллоны от газовой горелки. Выщелкнулись из верёвки, сняли кошки и начали спускаться по сыпухе к палатке. При такой видимости всё восхождение от палатки до вершины Острого Толбачика заняло 7,5 часов, спуск - 4,5.

8 августа

Сняли лагерь и пошли на спуск по череде снежников и сыпухи. В наших планах было восхождение на вулкан Овальная Зимина. С этой целью мы спускались в район седловины между Толбачиком и Зимина, но электронный барометр показывал, что атмосферное давление неуклонно снижается. Дождь усиливался и было принято решение воспользоваться запасным вариантом. Таким образом мы спрятали под камни всё железо и верёвки, после чего отправились в сторону базы вулканологов "Ленинградская". Продвигались параллельно берегу р.Правый Толбачик. По пути встретили группу туристов из Барнаула (7 М), пообщались с ними и пошли дальше к р.Толуд. Долгое время наш путь пролегал по песку и камням сухого русла сезонной реки. К вечеру достигли р.Толуд, прошли некоторое расстояние по её каньону и поднялись по склону наверх к домику вулканологов. Все мокрые мы подошли к навесу со столом, скамейками и местом для костра. Там у огня сушились немецкие и французские туристы, а также их российские гиды и носильщики. Милая девушка предложила нам горячий чай и суп. После ужина вот такой вот тесной российско-немецко-французско-белорусской компанией мы вместе грелись у костра. Ночевали на нарах в "интернациональном" доме.

9 августа

Пока уставшие буржуи досматривали сны, а их российские проводники были заняты утренними хлопотами мы быстренько позавтракали и ушли в сторону "Ленинградки". Травянистые склоны сменились лавовыми полями с разнообразными морфоскульптурами чёрного цвета. Стали встречаться медвежьи следы, но самого хозяина Камчатки нам пока увидеть не удавалось. Когда мы дошли до базы, то мужик в камуфляжном костюме сказал, что чердак в одном из домиков свободен, так как живших там чехов он отвёз в Козыревск. Мы заселились на чердак и поставили там палатку. Долго задерживаться не стали. Взяли с собой только самое необходимое и отправились в радиалку к конусам БТТИ (Большое трещинное толбачинское извержение). Они же конусы северного прорыва. Северный прорыв произошёл по трещине в 18 км к юго-западу от центрального кратера вулкана Плоский Толбачик, в результате извержения 1975 г. сформировались 3 шлаковых конуса, чётко выраженных в рельефе, цепочкой вытянувшихся в северо-северо-восточном направлении лавовых потоков, спускающихся по западному склону Толбачинского поля, и пепло-лавовым покровом в 1000 кв.км. Мы шли по бескрайним шлаковым полям, которые напоминали ландшафт другой планеты.

Недаром здесь когда-то проходили испытание советские луноходы. Да и у базы "Ленинградская" есть второе название - база "Луноходная". Мы поднимались на конусы, с которых открывалась изумительная панорама бескрайних просторов равнинной Камчатки. Конусы северного прорыва состоят из пород имеющих самые разнообразные расцветки.

После подъёма на г.Сопка Горшкова сходили к мёртвому лесу. На базу мы возвращались под дождём и в тумане. На шлаковых полях лежали вулканические бомбы разного диаметра и формы.

10 августа

Весь день обратным путём, только выше на 200-300 метров, мы возвращались к тому месту, где было спрятано наше снаряжение. По пути часто встречались ручьи в руслах из застывшей лавы. Погода улучшилась и в лучах солнца открывался красивый вид на вулканы: Удины, Толбачик и Зимины. Между камней постоянно сновали камчатские эндемики: суслики евражки и сурки тарбаганы. Мы увидели далеко на склоне медведя, а рядом с собой лису, которая нас абсолютно не боялась и словно позируя перед фотокамерой не хотела нас покидать. Забрали спрятанное ранее альпинистское снаряжение и заночевали.

11 августа

Утром, пока Сергей находился в палатке, а Кирилл ходил за водой, я увидел метрах в 80-и от палатки бегущего по склону медведя. Пока я раскрывал гермоупаковку и доставал фотоаппарат, медведь на несколько мгновений повернул морду в нашу сторону и побежал дальше вниз по склону. Такая досада, но мне не удалось его сфотографировать. Даже когда я подбежал поближе, медведь уже скрылся за земляными выступами. Понятно, что дальнейшее преследование могло закончится не совсем благополучно для меня и я вернулся к палатке. После завтрака мы отправились дальше по маршруту. Пересекли перевал Толбачинский. Пробежались по кратерам Марс и Юпитер. Вновь плато окутал туман, а надоевший холодный дождь заставлял двигаться быстрее. Далее шли по лавовым полям, любуясь причудливыми фигурами, которые образовала лава. Осмотрели Поленницу - скалу, состоящую из продолговатых блоков, расположенных так, что действительно похоже на кучу дров.

Народ там на стоянках развлекается тем, что выкладывает из "полен" разные слова. Мы не стали там задерживаться и пересекая многочисленные ручьи в глубоких промоинах продолжили путь к языку ледника Богдановича. Ночевать пришлось в небольшой ложбинке на плато к юго-западу от склонов вулкана Безымянный. Единственным источником воды здесь был талый поток глубиной всего в несколько миллиметров. Пришлось выкопать небольшую яму и ждать пока она наполнится водой. В итоге в воде для ужина содержался изрядный процент глины, что впрочем не стало помехой для его приготовления.

12 августа

Утром добрались до ледника Богдановича. Ледник убил нас своим видом. Он был серо-чёрного цвета. Погода была мерзкая и вокруг мы ничего не видели. Одни насыпи. Идти по насыпям ледника было трудно. По склонам текли ручьи с вулканическим песком и каменной крошкой. К вечеру дождь прекратился и настроение улучшилось. Нам удалось подняться на высоту, где облака время от времени рассеивались и мы могли видеть вершину вулкана Плоская Дальняя (Ушковский). Здесь лежал снег, а чёрные камни дополняли контрастом пейзаж. Внизу переливаясь по камням шумел ручей. Вечерний морозец добавлял ощущение свежести. Мы поставили палатку на морене и заночевали.

13 августа

Рельеф оставался прежним. Мы шли по камням и снегу, обходили ледовые глыбы и огромные открытые ледниковые трещины, внизу которых грохотали бурные потоки талых вод.

С набором высоты рельеф становился менее расчленённым. Количество снега увеличилось. После некоторых неприятных моментов мы стали идти друг за другом, время от времени преодолевая прикрытые снегом трещины. Постепенно склон начал выполаживаться и мы вышли на перевал Вулканологов, высота которого составляет 3300 метров. На перевале между вулканами Ключевская Сопка и Камень находится домик вулканологов. Домик состоит из деревянного каркаса и накрыт брезентом, рваные куски которого развеваются на ветру. Внутри находится стол и печка. Несмотря на всю ветхость строения этот домик явился настоящим спасением для нас в последующую ночь. Палатку мы поставили внутри продуваемой конструкции, исключив тамбуры, на которые просто не хватило места. Растопили печку и приступили к сушке промокшей одежды. Было решено ждать приемлемой для восхождения погоды до утра 15-го августа, а если не дождёмся, то не терять времени и уходить дальше по маршруту. Ночью дул штормовой ветер, а термометр показывал -15 по Цельсию.

14 августа

Нам повезло. Пришёл антициклон. Утром стояла морозная и безветренная погода.

Свежевыпавший снег искрился в лучах восходящего солнца. Идём! Над белоснежным куполом Ключевской вздымались клубы дыма. Вулкан не дремлет. Ключевская Сопка - высочайший действующий вулкан Евразии и высшая точка всей азиатской части России. Высота вулкана в разных источниках указана по-разному (есть цифры 4688, 4750, 4835). Она меняется в зависимости от извержений. Вышли из базового лагеря и начали полого подниматься, стремясь выйти на один из просматриваемых гребней. С набором высоты склон становился всё более крутым.

Пересекали моренные гряды и следы ледника. Дальше поднимались по гребню. В кулуарах иногда с большой скоростью проносились камни, а у нас всё спокойно, лишь бы не сыпать друг на друга. Удобно идти по снегу, но со временем склон прогревается и снега становится всё меньше. С высотой снег и вовсе пропадает. Склон мелкоосыпной, с отдельными камнями. Удобно подниматься, наступая на них. Ближе к вершине всё застелено дымом, который выходит из кратера и отдельных трещин на склонах. Мы продвигались в облаке сероводородных паров. Дышать там было трудно, начинался кашель и болели глаза. Через сотню метров мы поднялись наверх. Дошли до высшей точки на кромке кратера. GPS показал высоту 4825 метров над уровнем моря.

На несколько минут облачность наверху рассеялась и нам открылась панорама вулкана Камень, который словно остров в море, вздымался над облаками.

На Ключевской мы долго задерживаться не стали. Тем же маршрутом поспешили в базовый лагерь. Восхождение заняло 5:20, а спуск 3:30 по времени. Находящийся рядом вулкан Камень (4570 м) более интересен для восхождений и имеет категорию сложности 4А, но подняться на высочайший активный вулкан Евразии - это тоже событие в жизни человека. До ночи оставалось достаточно много времени. Мы развесили верёвку и просушили на ветру и солнце свои вещи. За эти два дня нам посчастливилось почувствовать себя настоящими полярниками. Вечером мы наблюдали красивейший закат над вулканом Ушковский. Ночью температура воздуха вновь была -15 градусов.

15 августа

Утром собрались и покинули наше временное убежище. Начали обходить Ключевскую Сопку вдоль юго-западного подножия. Вскоре вышли на ледяное перевальное плато. Вообще вся местность между вулканами Камень, Ключевской, Ушковский и Крестовский в среде туристов и альпинистов имеет неофициальное название: Камчатская малая Антарктида. И действительно пейзажи здесь походят на картинку с самого южного материка нашей планеты.

Мощность ледяного панциря, по данным гляциологов, составляет в среднем 50-60 м. Мы обходили и преодолевали ледниковые трещины, шлаковые насыпи, моренные гряды и мощные ручьи в ледовых каньонах. После обеда пересекли перевал между горой Средняя и вулканом Плоская Ближняя (Крестовский). По глубокому снегу спустились чуть ниже.

Далее траверсировали северный склон Ключевского массива. Дойдя до заданной точки мы пошли на спуск в северо-восточном направлении. Ниже снег закончился и мы шли по серо-чёрно-красной сыпухе. Далее спускались по каньону горной реки. Река часто скрывалась под крупными ледовыми глыбами и вновь вырывалась из-под толщи льда бурным ревущим потоком. К вечеру, пройдя мимо каскада водопадов в каньоне, мы оказались в зоне альпийских лугов. Ночевали у заброшенного домика вулканологов.

16 августа

Спустились к обозначенному на карте озеру Державина. Озера, как такового, не существует. Просто ровная песчаная площадка, через которую протекают многочисленные ручьи. Ниже мы пересекали как ручьи в каньонах, так и сухие балки. По пути часто встречались зайцы. Мы останавливались, чтобы отдохнуть и дополнить походный рацион ягодами. То и дело оборачивались назад, как бы прощаясь с дымящей Ключевской сопкой, активность которой, судя по количеству выбросов, усилилась.

Наш путь лежал в посёлок Ключи. Ориентиром служили г.Домашняя и г.Караульная, между которых нужно было пройти. Зелени становилось всё больше. Разноцветные скалы, результат выветривания горных пород, радовали глаз. Вдали виднелся вулкан Шивелуч, самый северный в России.

Когда начались заросли ольхового стланика, то идти стало сложнее. Поддерживать приемлемый темп движения оказалось возможным лишь в сухих руслах сезонных рек. По одной из таких рек мы и начали спускаться. На песке встречались медвежьи следы. Через несколько километров сбросы приняли более резкий характер. В русле было много крупных камней. Время от времени мы поднимались по склону в поисках обозначенной на карте дороги. Подниматься через криволесье и заросли борщевика было трудно. Когда стемнело, мы всё же нашли дорогу. По ней отправились в сторону Ключей. Вскоре свернули к местному карьеру и остановились на ночь. Наконец-то мы смогли разжечь полноценный костёр.

17 августа

Утром увидели красивую панораму: сплошные леса вплоть до посёлка Ключи, вулкан Шивелуч на горизонте, русло и бескрайние разливы реки Камчатка. После завтрака через лес из каменной берёзы направились в посёлок. Мы быстро преодолели 6 км, прошли правее местного аэродрома и.....были задержаны армейским патрулём. Оказывается, мы нарушили пропускной режим, проникнув в закрытую воинскую часть, где дислоцируется радио-локационная станция слежения. 2,5 часа нас продержали в комендатуре, где скопировали паспортные данные и потребовали написать объяснительную. Майор сказал, что каждый год спасатели на вертолёте по несколько трупов с Ключевской снимают. Лейтенант проводил нас до самого КПП. Наш путь пролегал через мемориальный комплекс. Приятно было на одной из плит прочесть надпись "Город-герой Минск". В посёлке мы вышли на автостанцию и купили утренние билеты до Петропавловска-Камчатского. Нужно было решать вопрос с ночлегом. Когда мы возле станции доедали местную малосольную красную икру, то к нам подошёл Вадим, а именно так звали нашего нового знакомого. - Сразу вижу своих, я сам в прошлом турист-горник, - сказал Вадим. - У меня есть своя гостиница, можете там бесплатно переночевать. - Хорошо, пошли посмотрим, куда нас вновь заведёт кривая белорусской мечты, - ответили мы. Нам в очередной раз повезло в этом походе. Я и раньше читал в отчётах о том, что на Камчатке полно отзывчивых, бескорыстных людей, что здесь можно легко обидеть человека, предложив ему деньги за помощь. Реальность оказалась ещё более убедительной, чем чьи-то чужие отчёты. Забегая вперёд скажу, что Вадим был далеко не единственным человеком, оказавшим нам содействие в путешествии по этому отдалённому уголку Земли. Мы поселились в одной из комнат частного дома. На дверях висела табличка с рисунком вулкана и надписью "Гостиница Стромболи". Вадим организовал баню, где мы смыли походную пыль и усталость, а затем угостил жареным и копчёным кижучем (рыба семейства лососевых). Вечером вернулись с полевой практики постояльцы гостиницы Стромболи: студентки и аспиранты (вулканологи, гляциологи и т.п.) из Санкт-Петербурга и Москвы, а также их сопровождающие научные сотрудники из Петропавловска-Камчатского. Во время общего ужина новые знакомые предложили довезти нас бесплатно до Петропавловска. И снова нам улыбнулась удача...

18 августа

Расстояние от посёлка Ключи до Петропавловска-Камчатского составляет 600 км. Утром мы сдали свои билеты в кассу автовокзала. Погрузились в студенческий автобус, водителем которого был Вадим. К нашей пёстрой компании присоединились трое ботаников из Владивостока. Они возвращались после шестинедельной научной экспедиции и везли большие ящики с собранными образцами растений. Мест в автобусе хватило всем. Погода была замечательная. Эта поездка превратилась для нас в одну сплошную экскурсию по равнинной Камчатке длиной в 600 км. Вадим останавливал автобус в каждом населённом пункте и мы все имели возможность размять ноги и посетить местные магазины. Из-за технических неполадок часа 1,5 пришлось ждать паром для переправы через р.Камчатка. Один раз, прямо перед автобусом, дорогу перебежал косолапый. Это был уже третий медведь, которого мы увидели за время нашего похода. К вечеру прибыли в г.Елизово. Закупились провизией и на заказанной через новых друзей машине отправились в район Мутновско-Горелой группы вулканов. Мутновско-Горелая группа вулканов находится в 80 км южнее Петропавловска-Камчатского на противоположном берегу Авачинской бухты. Водитель машины оказался альпинистом и всю дорогу рассказывал нам о своих восхождениях на Алтае и в горах Средней Азии. Мы ехали по горному серпантину мимо красивого Вилючинского вулкана и одноимённого водопада. Прибыли к Мутновской геотермальной ТЭС уже поздно вечером. Заплатили водителю 5000 рублей и в темноте пошли искать место для ночёвки. Поднялись вверх по склону и поставили палатку.

19 августа

Утром светило солнце, а на фоне безоблачного неба возвышался вулкан Мутновский (2323 м). Это один из самых активных вулканов на Камчатке. Нам предстояло пройти вторую часть нашего похода, не такую продолжительную, как первая, но не менее красочную и увлекательную. Этот район более посещаем организованными группами туристов, чем дикие вулканы Ключевского дола. Здесь много обозначенных троп. Восхождения на местные вулканы не представляют большой сложности. Мы прошли по дороге мимо "Дачных" термальных источников. Нам часто встречались другие туристические группы. После перевала Мутновский спрятали рюкзаки и пошли по склону в направлении активного кратера. Маршрут пролегал по сыпухе и снежникам. Перед подъёмом на фумарольные поля (фумаролы - это отверстия и трещины, по которым поднимаются из недр Земли струи горячих вулканических газов, а также пары воды, перешедшие в жидкое состояние) Мутновского на каменной насыпи возвышается православный крест, как некое предупреждение, не подходить близко к фумаролам. Здесь на самом деле похоронена рука туриста (это всё, что от него осталось) свалившегося в фумарол. Дорога к кратеру проходит через красивейшее ущелье, всё дно которого является ледником. Ледник сверху присыпан мелким крошевом из камней, песка и пепла. Под ледником протекает река Мутная. Цвета склонов ущелья казались просто нереальными. Далее мы поднялись в настоящее царство льда и огня. Фумарольные поля вулкана Мутновский, по мнению учёных, являются самыми обширными в мире.

Здесь можно увидеть выходы самородной серы и грязевые котлы. На фоне льда и холодного потока реки вверх вздымаются горячие паро-газовые струи, имеющие характерный запах сероводорода. Далее мы поднялись к кратеру по вспомогательной верёвке, которая закреплена там для коммерческих групп. Спустились в кратер, где жарко и всё находится в движении.

Затем пришла пора возвращаться. На выходе из ущелья устроили привал и пообедали. После обеда мы отправились вниз по течению реки Мутная. Через некоторое время вышли к 80-метровому водопаду в каньоне Опасный.

Ещё через 2 км мы осмотрели каменную арку и пошли к спрятанным рюкзакам. Вечером, забрав рюкзаки, наша группа остановилась на ночёвку между Мутновским и находящимся недалеко от него вулканом Горелый (1829 м).

20 августа

Утром пересекли участок вулканической пустыни и по продольному снежнику поднялись к одному из отрогов Горелого. После обеда спрятали среди камней рюкзаки и начали подниматься на вулкан. Восхождение несложное, но лунный пейзаж вершины действительно впечатляет. Горелый - очень интересный вулкан, по своему строению напоминает вулканы гавайского типа. Он имеет 10 кратеров, некоторые из них заполнены вулканическими озёрами.

Нас более всего впечатлило кислотное озеро в одном из кратеров. Оно имеет ядовито-бирюзовый цвет, а вдоль береговой линии дымят фумаролы.

После осмотра местных красот мы спустились к рюкзакам и заночевали на северо-западном склоне вулкана.

21 августа

Поход окончен и нужно возвращаться в город. Мы спустились к трассе Петропавловск-Камчатский - ГеоТЭС. Мобильная связь отсутствовала и вызвать машину было невозможно. Пришлось вспомнить автостопную юность и остановить здоровенный джип. Водитель оказался интересным собеседником, а от предложенных денег отказался. По пути мы остановились возле священного для ительменов и других коренных народов источника. Таким образом мы доехали до Петропавловска, где вновь заселились в гостиницу. Вторую половину дня мы посвятили прогулке по городу, посещению набережной Авачинской бухты и покупке сувениров. Назавтра нам оставалось лишь посетить утром рыбный рынок, собрать в номере гостиницы рюкзаки и выехать в аэропорт города Елизово для вылета в Москву.

Вид туризма: пеше-горный
Сроки проведения: август 2009
Состав группы: Бахур Сергей, Селезнёв Алексей, Тихомиров Кирилл
Районы проведения:
1) Ключевская группа вулканов (Природный парк "Ключевской"). Маршрут: ур.Подкова - р.Студёная - влк.Плоский Толбачик - влк.Острый Толбачик (3682 м, 2Б) - р.Толуд - база вулканологов "Ленинградская", (радиальный выход к конусам БТТИ) - пер.Толбачинский - ледник Богдановича - пер.Вулканологов (3300 м, 1Б) - влк.Ключевска Сопка (4825 м, 2А) - оз.Державина - пос.Ключи.
2) Мутновско-Горелая группа вулканов. Маршрут: Мутновская ГеоТЭС - пер.Мутновский - влк.Мутновский - р.Мутная - каньон Опасный - влк.Горелый.

P.S. Вот такая она, Камчатка! Всегда таинственная, как женщина и потому всегда любимая. Она может быть разной: нежной и суровой, сверкающе-солнечной и мрачно-туманной, изумрудно-зелёной и бескрайне-снежной, но всегда притягательной и манящей.

Алексей Селезнев

Полностью фотоальбом "Это странное место Камчатка" можно посмотреть в Живом Журнале клуба: