"Happy, Happy". Путешествие по Индии
Понедельник, 12 Октября 2009
ImageДело было так:

Я прилетел в Дели и сразу на самолет до Шринагара. Там, прямо на вокзале, взял такси и снял номер в гостинице. Я читал, что Шринагар называют Индийской Венецией, потому что часть города стоит на воде. Поэтому хотелось пожить именно в лодке, как они их называют Дом-лодка. Занятно, конечно.
"

Первое, что пришло в голову, – все немножко запущено, как-то небрежно, и можно было бы оформить гораздо привлекательнее для туристов. Потом, когда я вечером вышел почитать на крыльцо лодки, то передумал: целая плантация розовых лотосов, немножко дикая, точнее они просто растут сами по себе и это гораздо естественнее и красивее; белые хохлатые цапли бегают среди зарослей, множество других красивых птиц и десятки ястребков в небе.

Лотосы

Первый день прошел в хлопотах. Велосипед при перевозке в багаже значительно пострадал, и после обеда я занимался его ремонтом и сборкой. Следующий день посвятил городу, сам он находится на высоте 1700 в долине, окруженной горами. Я не люблю посещать достопримечательности, хотя их в окрестностях Шринагара множество.

Шринагар

Одна из основных – пещера, где по легенде находится могила Иисуса Христа. Индусы говорят (и я слышал, что есть даже не один письменный источник, подтверждающий это), что он жил в этих местах после воскресения вместе с женой.

Мне не очень нравится глазеть на развалины, и если я посещаю значимые для меня места, то это происходит совсем в другом формате. В первую поездке по Индии, мне хотелось познакомится с культурой, менталитетом людей и, конечно, постараться почувствовать место, природу, ведь каждая страна обладает своей энергетикой.

27 июля.

В течении дня я просто бродил по городу, и еще хотел найти дорогу в Ладах вокруг озера (посмотрев на движение машин вчера, мне совсем не хотелось ехать через город).

28 июля.

На следующий день я встал раньше, чтобы побольше проехать до жары. Вчера было жарковато. Правда, хозяева проснулись только в 7, и я просто сидел и любовался озером. Слушал как в монастыре на горе монахи в рупор на весь просыпающийся город довольно весело распевают мантры. Выехал поздно, но жара мне не грозила: влупил отличный дождик на целый день, было хорошо. Задача на сегодня -подъехать поближе к перевалу 3528. Дорогу я нашел сразу, но затем промахнулся с поворотом, указатель был повернут боком и я просто пролетел мимо. Пока сообразил, получилось лишних 12 км. Дорога хорошая и не сложная, вверх-вниз.
     Больше, конечно, вверх.
     Интересно, когда закончатся люди? На 74 километре умер велокомпьютер, наверное, от влажности.

Долина Кашмир

По дороге встречалось очень много патрулей и блок-постов, буквально каждые 2-3 км, много военных автоколонн. Кашмир неспокойный штат. Часто останавливают, на одном из блок-постов уговаривали посадить в машину в автоколонне и бесплатно довезти до перевала, еле отбился. Потихоньку поднимаюсь, на склонах снег, нашел довольно занятную пещеру, но долго в ней не лазил, так как. боялся оставлять велосипед внизу на дороге. Через километр после пещеры, оказался шлагбаум. Говорят, что дорога платная. Спросили «Откуда ты?» Сказал, что из России, пропустили бесплатно. На обочине стоял плакат с рекламой некоего заповедника. Как раз время искать ночлег. Въехал в очень красивую долину, кругом активно строятся отели. Заехал в один из кемпингов, но оказалось очень дорого, а у конкурентов более чем в два раза дешевле. Здесь ночую. За день проехал где-то 100 км, до перевала по карте еще 35 км.

29 июля.

Задача взять перевал и подъехать поближе к Карголу. Стартовал в 8 утра, моросит мелкий дождик. Дорога вверх километров 20-25 не очень сложная , затем начинается разбитый серпантин, причем сильно размытый дождем и узкий, много машин. Довольно сложный и крутой участок. Через какое-то время встречается затор, приходится слазить с велосипеда и обходить машины пешком. Дальше разъезд, оказывается есть два параллельных серпантина, один не справляется с потоком машин и трое военных это дело разруливают. Опять предлагают посадить в автоколонну до Каргола. После разъезда дорога становится гораздо шире и лучше, мне показалось было немножко вверх, а потом начался какой-то подозрительный спуск. Похоже, это и был перевал. Хорошая дорога, сначала мощеная, потом асфальт. Впереди щит «Добро пожаловать в Ладах».
     Кашмир оставил странные впечатления. Наверное накладывает отпечаток напряженная обстановка в штате: много военных, и совсем недавно услышать в Шринагаре ночью стрельбу было привычно. Дело в том, что этот штат самый северный и близкий к Пакистану и 2/3 жителей его мусульмане. Они давно борются за отделение от Индии, но последние пару лет стало спокойнее.
     У части населения вообще спрашивать что-либо бесполезно, в большинстве случаев они просто делают вид, что тебя нет. Индуисты более общительные, но всех с кем я общался больше интересовало сколько я зарабатываю, сколько стоит мой телефон, велосипед и т.д.
     Может просто не везло?
     Шлагбаум. Солдат спрашивает кто, зачем, откуда, и не обижал ли меня кто-нибудь в пути. После блок-поста начинается очень хорошая, новая, довольно широкая дорога – спуск. Можно очень приятно разогнаться, особенно в нижней части, где она более прямая. Такая дорога до Митаян, дальше обычный асфальт, но в основном вполне хороший. Виды – не описать!

Image  Ладах

Ладах очень красив! Я приехал в Драс, наиболее крупный город по дороге, судя по плакату здесь есть даже горнолыжная база, трассы для скалолазов, один провешенный маршрут я сам видел по дороге. Есть и гостиницы, можно заночевать. Я приехал в 14 часов, поэтому еду дальше. Дорога очень приятная, вверх-вниз, больше вниз, иногда на спуске так разгоняешься, что залетаешь сразу на следующий подъем. Здесь ясно, солнце и немного жарковато. Ночую в Карголе. Хозяин хостела сказал, что от той долины 127 км - за день, и что Россия и Индия друзья навеки.

30 июля.

Задача доехать до перевала или за перевал примерно 4200. Не знаю, сколько точно, на карте обозначена только ближайшая вершина 4524. Ночевал с интересным парнем из Франции. Он был первым из встреченных мной, кто знал что такое Беларусь и где она находится. Молодой хлопец в одиночку проехал уже больше 10000 км на мотобайке из Парижа через всю Европу, Украину, Россию, Казахстан, Кыргызстан, Китай, Таджикистан, Афганистан, Пакистан и приехал в Индию. Закончить он собирался в Катманду.

Перевал 4200

Утром выехал только в 11, так как сидел в интернете. Из города сразу начинается довольно сложный подъем, потом спуск, потом вверх-вниз и так до деревни Мулибек, в которой увидел первый буддийский монастырь. Потом постоянно вверх по ущелью. Ехать тяжело, и несмотря на высоту, очень жарко. Часто останавливаюсь, много пью. К 17 часам очень устал, думал устраиваться на ночлег, но посидев полчаса, решаю доехать таки до деревни Намце, рядом с перевалом.
    Деревни в природе не оказалось, но перевал был на месте, называется Сирвастун-Ла. Мне ничего не оставалось как ехать вниз, к вечеру здесь сильно похолодало. 8 км – серпантин до следующей деревни, лечу вниз, скоро стемнеет. В деревне парень советует мне проехать еще 7 км до следующей деревни Карбу - там есть гостиница. Еду. Блин, опять вверх, похоже, это начинается подъем на следующий перевал. Очень тяжело мне даются эти 7 км, доехал на автопилоте. В гостинице сказали, что она ведомственная и посторонних они не пускают, договориться не получилось. Ползу дальше. На воротах буддистского монастыря надпись «Добро пожаловать» и руки сами сворачивают к ним во дворик. У вышедшего встретить монаха прошусь переночевать, обещаю заплатить. Очень хорошие и добрые люди. Видя, машинально пытаюсь где-нибудь присесть, а присев,хочу сразу прилечь, монах дает воды умыться и отводит в комнату отдыхать. Было очень жарко и я целый день ничего не ел, не хотелось. Сложный подъем и ядреное солнце меня сильно утомили. Где-то через час я немного оклемался и вышел к монахам. Они дали поесть Тумлы и отправили спать. У меня были лепешки с повидлом и сок, я предлагал им разделить эту еду, но они сказали что на территории монастыря может быть только тумла, которая, кстати, вполне вкусная. За день проехал где-то 75 км.

Монастырь

31 июля.

Задача – взять перевал – 35 км и подъехать поближе к Леху. Утром монахи снова кормят. Когда я пытался заплатить сказали, что я ничего им не должен. Пошел, пожертвовал немного денег на монастырь. Выехал в 9. Около 10 км вверх-вниз, потом начинается довольно крутой серпантин. По дороге одна девушка из джипа сфотографировала и крикнула «I love you!», чем сразу прибавила мне сил.
      Дорога вполне хорошая. На перевале 4098 Футу-Ла в 12 часов. Вниз очень хороший асфальт до первой деревни, потом снова все разбито. Через 5 км после деревни ловлю первый прокол на маршруте. Ставлю запаску. Плохая новость, тюбик клея в ремнаборе прокололся и засох. Через 1 км, ловлю второй прокол, ставлю вторую и последнюю запаску, а она зараза травит.
      Спуск до реки Инд, потом довольно ровная дорога по ущелью в сторону Леха. После деревни Нурса очень красивый и цивильный кемпинг с хорошим кафе, здесь ночую. За день 80 км.

1 августа.

Задача – приехать в Лех. Выехал в 10. Первые 15 км обычная дорога с небольшим подъемом до деревни Саспулгомпа. Сразу за ней начинается довольно крутой серпантин на перевал, подниматься начал ровно в 12. Очень, очень жарко, тени нет, укрыться негде, как в пустыне. На перевале в 14, скатываюсь по серпантину в Ниму и там сижу в кафе и жду, когда спадет жара.
      Почти сразу после деревни начинается подъем на второй перевал 3589, он более пологий, в 18.40 на перевале. Далее к Леху идет замечательный прямой спуск с отличной дорогой. Классно разгоняюсь, обгоняю грузовики и некоторые легковушки, которые опередили меня на подъеме. 8 км пролетаю, даже не касаясь ручек тормоза. Долина Леха очень красивая, после суровых горных пейзажей Ладаха попадаешь в зеленый оазис. Ближе к городу и по нему нужно немножко вверх. За день 90 км.

Долина Лех

К сожалению, у меня было совсем немного времени, а побывать хотелось во многих местах, поэтому в Лехе я разбираю и упаковываю велосипед (тем более что последние километры постоянно подкачивал, а в Лехе ехал уже на ободе) и решаю дальше путешествовать на автобусе.
      Штат Ладах мне очень понравился. Особенно после Кашмира, где все приходилось делать с оглядкой на людей, полицию, военных. Здесь сразу чувствуется свобода (гораздо меньше военных) во всем и духовность. Для сравнения приведу такой пример.
      В Кашмире очень часто на дорогу выбегали дети и взрослые, перегораживали ее и требовали бакшиш – деньги. На одном небольшом подъеме сразу четыре подростка выскочили из кустов и вцепились мне сзади в рюкзак. Метров 50 я их тянул вверх, но в итоге все равно пришлось откупаться. Для детей я на эти случаи всегда держал наготове конфеты. Это довольно сильно утомляло за день. Когда я въехал в Ладах, дети так же стали выбегать к дороге и протягивать ладошки. Я уже заранее настроился на вымогательство, а они мне кричат - Happy! Happy! Оказывается, если мы коснемся ладошками, мы поделимся друг с другом своим счастьем и удачей.
      Позднее это очень здорово помогало и придавало силы. Приятно часто встречать улыбающиеся лица, готовые разделить с тобой свое счастье. Основная религия здесь – буддизм, почти в каждой крупной деревне стоит монастырь, в горах иногда встречаются кочевые племена уйгуров, которые переселились в эти места из Тибета после их притеснений в Китае. Горы прекрасны своей простотой и суровостью. Эти места действительно располагают к размышлениям, созерцательности и духовным поискам. На всем маршруте от Шринагара до Леха, я не встретил ни одного туриста, ни группы путешествующих пешком или на велосипеде. Наверное, из-за напряженности в штате Кашмир. В самом Шринагаре туристы встречались, но их, как правило, привозят и увозят на автобусах и джипах.

2 августа.

День в Лехе. Снова не поехал осматривать достопримечательности (недалеко от Леха находится новая резиденция Далай-Ламы, ему так же пришлось бежать из Тибета, и несколько древних знаменитых монастырей). Я просто ходил по городу,базару, слазил на ближайшую горку, посмотрел башню и замок. Знаменитый город, много туристов. Ночью выезжаю в Манали. Очень удачно присоединился к ребятам из Польши и Китая в такси.

По дороге в Манали

3 августа.

Весь день в дороге. Выехали в час ночи и в Манали приехали только в девять вечера. 20 часов – 475 км. И это не потому, что где-то задерживались (один раз только была остановка из-за прокола, решили за час), а просто очень плохие дороги, серпантины, сложное движение. Несмотря на трудную дорогу, этот маршрут гораздо популярнее у туристов. За день мы встретили человек 20 на велосипедах. Очень красивый высокогорный маршрут, проходящий через несколько перевалов, самый высокий из которых 5300. Мы его проезжали, к сожалению, ночью и у нас не получилось как следует полюбоваться окружающими видами. Да и холодно было очень. Ребята предусмотрительно взяли с собой куртки и свитера, кутались в спальники, а мои вещи были очень хорошо упакованы и привязаны в самом низу на крыше. Поэтому я строил из себя эдакого закаленного горячего белорусского хлопца в майке и шортах, рассказывая китайцам, что у нас, в Беларуси, в такую температуру мы любим из бани прыгать в сугробы и проруби Китайцы от моих рассказов еще плотнее укутывались.
     Запомнились туннели, вырубленные в снегу и высокогорная долина (где-то 4500-4800), , покрытая мелкой-мелкой нежно-зеленой травкой. Мы ее проезжали в 4 утра и Солнышко, поднимаясь из-за вершин, постепенно заливало ее золотистым светом. Эти краски, пространство и величие создали внутри невероятное состояние душевного подъема и волнения. Дорога получилась очень долгая, но мы почти не спали, и не скучали, было на что полюбоваться. Иногда останавливались перекусить в высокогорных кафе.

Кафе 4300

4 августа.

День провел в Манали. Город известен тем, что в 20-ти километрах от него находится музей Рерихов, в доме, где они жили. Гулял по городу и окрестным склонам. Очень красивый лес, сосны, кедры. Сходил посмотрел пару молельных башен, старый город, познакомился с садху (святой человек, добровольно отказавшийся от крыши над головой и живущий за счет подаяний), в этом городе много туристов, соответственно и их.

5 августа.

Купил билет и поехал автобусом до Харидвара. Автобус это отдельная тема Вот как в кино показывают так и есть, люди висят везде ! мне повезло, что я с билетом, пришел заранее и занял место. Когда все, кто купил билеты, а их, я так понимаю, продают без ограничений, сели, автобус (надо отдать должное) точно во время отъезжает метров на 100, и там в него залазят все остальные желающие, отдавая деньги прямо водителю или кондуктору. Люди внутри, висят в дверях, на крыше, на лестнице на крышу и еще по всему периметру показывая чудеса ловкости.

6 августа.

В Харидвар прибыли в 5 утра. После гор этот уже равнинный город и близлежащее пространство на фоне тропического ливня выглядят уныло. Хоть город и красивый, много ашрамов, статуй, храмов. Очень грязно и много людей, спящих прямо в этой грязи. В горах подобного не было, там тоже люди живут небогато, но как-то больше следят за окружающим пространством и за собой. Узнаю на счет автобуса до Уттаркаши, совершаю небольшую экскурсию и тем же днем выезжаю дальше. Уттаркаши –это довольно крупный город в горах в 80 км от границы с Китаем. С большим удовольствием покидаю равнинный участок. Горы в этом штате значительно южнее и ни на что не похожи ., Стоило переехать через перевал и как по волшебству дождь пропадает, и ты окунаешься в совсем другой мир, похожий на сказку. Невероятно красивые панорамы, склоны покрытые кедровым лесом, банановыми пальмами и цветущими кактусами в три метра высотой, рисовые плантации «лесенкой» по всем склонам. Чувствуется сколько труда и терпения вложили люди в эту землю, чтобы превратить ее в мир, дающий ощущение абсолютной умиротворенности. По дороге встречается очень много садху, идущих, сидящих, медитирующих, спящих.Видать им тоже по душе местная атмосфера. Через 7 часов я прибыл в Уттаркаши. Там узнал, что до места, куда я хочу попасть нужно проехать еще 25 км вверх по ущелью. Таксисты просят довольно дорого, а я стал экономить деньги, так как их осталось только доехать обратно до Ришикеша, откуда я уже собирался ехать в Дели. Очень помог интеллигентного вида мужчина, видя мои раздумья и растерянность, он сам подошел, подсказал мне автобус, придержал его пока я грузил вещи на крышу и втискивался в него. . Цена оказалась ровно в 10 раз дешевле, чем у таксистов. К вечеру я добрался таки до места где пробыл три дня.

10 августа.

Выехал в Ришикеш – духовную столицу йогов, Ришикеш находится в 25-ти километрах от Харидвара, это красивый город, так можно много посмотреть – храмы, университеты йоги, ашрамы, йогины, предлагающие научить всем тайнам деревней науки всего за 500 рупий (около 10 долларов).
     Дальше все планировалось очень просто. После знакомства с городом я собирался выехать в Дели, где и должен был провести оставшиеся 3 дня до самолета, посмотреть город, купить сувениры.
     Но, видимо, некие Высшие Силы решили, что я еще не до конца прочувствовал все прелести местной колоритной культуры, и внесли свои коррективы. Дело в том, что я от хорошей жизни, когда путешествую, привык пользоваться кредиткой и наличных беру мало, как-то спокойнее себя чувствуешь. Пока я был в горах, банкоматов не наблюдалось и я потихоньку все наличные обменял и потратил с таким расчетом, чтоб мне можно было доехать до крупного города, где я смогу снять необходимую сумму денег, чтобы вполне цивилизованно провести оставшиеся дни в столице. Оказалось, что в конце июля высочайшим соизволением нашей белорусской администрации все кредитные счета были заблокированы. В итоге я в трех днях, которые надо что-то есть и где-то спать до дня вылета, и в 250-х километрах от Дели. Из денег осталось 8 долларов. Это 1 раз сходить в нормальное кафе. В принципе, есть вариант связаться с родными, чтоб мне выслали перевод, но это не интересно.
     У меня есть велосипед (хорошо в Уттаркаши что-то стукнуло в голову, и я нашел клей для ремонта камер, хотя велосипед расчехлять уже не собирался). Небольшой ремонт, настройка и я по дороге в Дели. За конец дня успел проехать 70 км.

11, 12 августа.

Дальше сложно описывать ощущения. Первая ночь была в саду, поспать не удалось, потому что было очень жарко и влажно. В спальник залазишь – невозможно дышать, как в бане, а раскроешься, всюду комары и москиты Вот и лежишь целую ночь в спальнике, любуясь на звезды и светлячков, отгоняя комаров от лица. На многие вещи стал смотреть проще. Было всякое – вода из сомнительных краников на заправке и из колонок в городе, пища из одной тарелки с индусами, купание под покровом темноты в колонке посреди города (какой кайф !) и добрые люди , бесплатно накормившие и позволившие вторую ночь переночевать на скамейке у них во дворе дома. Правда сначала хозяин чуть не выгнал, но сынок с которым мы немного сдружились, вступился за меня (часа два поспал наплевав на комаров и прочих жужжащих тварей). В первый день проехал 150 км, во второй 70.

Image Нитка маршрута

Дели особо не увидел, т.к. хоть и ехал через весь и старый и новый город в аэропорт, но времени было немного, и я не сворачивал с дороги. То, что увидел мне не понравилось – грязно, шумно, душно, очень плохой воздух. Да еще в обед пошел сильный ливень, некоторые районы затопило и я боялся опоздать. Иногда колеса у велосипеда почти полностью были в воде. В целом благополучно добрался, в аэропорту сходил в душ, побрился и снова почувствовал себя цивилизованным человеком
      Что еще важного хотелось бы рассказать?
      Если ехать на равнину, то лучше с ноября по апрель, иначе очень жарко.В Дели было +48 при очень высокой тропической влажности. Постоянно чувствуешь себя как в бане. С июня по сентябрь на равнине сезон дождей. В горах нормально, где-то +30 и не так влажно, но Солнце очень ядреное, у меня не было майки с длинным рукавом, сильно обгорели руки, хорошо хоть был крем. На перевалах днем хорошо, ночью весьма холодно.
      Пища – простая, в основном, вегетарианскаяя Рис или лепешки как гарнир, овощи и бобовые с большим количеством специй. А я еще в начале думал, зачем они мне вместе с едой 2 литра воды в кувшине принесли. За ужином тогда выпил литр воды и пол литра сока, а от жжения во рту избавился только когда почистил зубы. Потом привык, и овощи ел уже без гарнира, и почти не запивая. Некоторые блюда очень понравились. Мне многие говорили, что питаться надо очень аккуратно, что люди приезжают на три месяца и месяц сидят в Дели с поносом пока привыкнут и начнут что-то есть. У меня обошлось, один раз, когда стал пить воду абы какую немножко мутило, но через минут 20 прошло. В хороших кафе можно найти блюда с курицей. Иногда видел на базаре мясо, но я бы на вашем месте не рисковал его покупать. Цены в среднем 4-8$ обед.
     Транспорт. Большие расстояния лучше всего преодолевать на самолете. Билет покупать по прилете в Индию, выйдет в раза 1,5-2 дешевле, чем заказывать у нас, проблем никаких. Остальной транспорт очень долго идет. На автобусе просто 1-км = 1 рупия (1$=48 рупий), за большой багаж (велосипед) платится половина, но иногда можно и так Говорят самый дешевый и удобный вид – поезд, но в горах его нет.

Люди. Они разные, но все непонятные.

Здоровье. Климат летом тяжелый. Очень рекомендуют делать разные прививки перед поездкой и там принимать всякие антибиотики и антисептики. Я ничего не делал и никаких лекарств вообще не брал – обошлось, но повторять не советую.

Жильё. Проблем нет. Везде где живут люди, можно договориться, особенно если за деньги. Я платил от 2 до 13$ в сутки. В среднем это от 6 до 8$. Можно брать палатку. В горах посвободнее, внизу мест мало, но по темноте можно зашиться в какой-нибудь сад или парк.

Природа. Абалдеть просто! Горы прото АХ! Причем всегда разные. Непередаваемые краски, все такое живое естественное ! У индусов с природой полная гармония, в большинстве своем им наплевать на нее, а ей на них. В результате живности много, разной, не пуганной. Всякие белки, бурундуки, обезьяны могут сесть от тебя в метре, начихать и заниматься своими делами, В Кашмире меня пугали снежными барсами. Но есть и минус: индусы природу не трогают, но и не берегут. Отсюда много грязи и мусора. Правда, в горах дела в этом плане значительно лучше.