Вдоль да около Терскей-Алатоо
Воскресенье, 01 Ноября 2009
ImageПрежде всего, выполняю обещание, данное местным жителям: В Киргизии очень красиво и хорошо. Великолепные горы и красивое озеро, фрукты и горячие источники. Приезжайте в Киргизию. Особенно на Южный берег озера Иссык-Куль. Они ждут гостей и туристов.

Увы, Travel-истории писать не умею. Особенно не умею писать увлекательные истории, когда все прошло гладко и душевно. О душевности разве напишешь документальную статью? Нет, конечно. Видимо, поэтому до сих пор не дописана статья о летних сборах на Кавказе…

Итак, первый треккинг (не считая трех- и четырехдневных прогулок по Карпатам) и первый раз в Киргизию. Вообще надо сказать, что Киргизия для нас являлась страной диковинной, в то же время, для многих молодых киргизов Беларусь также является страной диковинной. Однажды, у нас даже спросили, как мы празднуем Новый год.
     Пришлось ответить, что как все: наряжаем ёлку.

Вернемся к путешествию, ибо вопрос про елку был в последний день нашего присутствия в стране.Маршрут я составил достаточно быстро. Зашел на сайты туристических агентств Киргизии (и не только) и выбрал маршруты треков, которые предлагаются состоятельным туристам. Немного подогнав его под свои пожелания, мы получили прекрасную треккинговую нитку, которую собирались пройти вдвоем, Оля и я: Из ущелья Джеты-Огуз, в которое мы приехали на машине, мы собирались через перевал Телеты (1А, 3600) перебраться в ущелье Каракол, с ночевкой на поляне старого а/л, затем сделать радиальный выход к пику Каракол (5216 м) и насладиться красивым и суровым видом пятитысячника, затем через «приют Сирота» мы хотели попасть на озеро Ала-Кёль (3500), и переночевав возле озера, взойти на перевал Ала-Кёль (3900), затем спуститься в ущелье Кельдеке, а из него в Алтын-Арашан, где маршрут наш заканчивался принятием горячих соляных ванн. При нормальном ритме прохождение весь маршрут занимает 4 дня (не считая источников, в источниках еще 4 дня можно просидеть). Так как мы были все-таки в отпуске и никуда не спешили, то сходили его за 6 дней. Кроме треккинга в программу входили дни бездельничанья и купания на Южном Берегу Иссык-Куля, знакомства с местной кухней и чрезмерное употребление абрикосов. Иссык-Куль – самое большое высокогорное озеро. Расположено в иссык-кульской котловине на высоте 1600 метров над уровнем моря. С севера ограничено Киргизским хребтом, с юга – хребтом Терскей-Алатоо. Практически все местное население советовало ехать именно на южный берег. Там и людей меньше, и вода чище, в отличие от северных пляжей, гораздо более плотно заселенных отдыхающими. Что ж, вода действительно чистая. Немного прохладная, прозрачная. Бывали моменты, в основном, вечером, когда мы с Олей находились на пляже одни. Это было очень приятно.

Мы решили построить свой рассказ на описании фотографий, и впечатлениях. Что касается технических подробностей, то маршрут достаточно известный, и найти о нем информацию в интернете труда не составит.

Первый день путешествия. К повороту из ущелья Джеты-Огуз (7 быков) в Телеты Западные мы приближались с небольшой тревогой. Во-первых, из сердца Тянь-Шаня отчетливо слышались раскаты приближающейся грозы. Во-вторых, именно этот поворот был первым этапом нашего ориентирования в горах.
     Опасения оказались напрасными. Гроза обошла нас стороной, а поворот к перевалу Телеты слишком заметен – все-таки известная туристская тропа. К тому же по дороге мы встретили большую группу детей из Питера, и их руководитель сказал, что мы на верном пути. Вообще, карту, наверное, стоило поискать более подробную. С другой стороны, небольшой хребтовки вполне хватало, чтобы ориентироваться на местности, а прочитанные несколько раз еще в Минске описания, давали уверенность, что все будет в порядке.
     Первый день всегда тяжелый. Тело еще не привыкло к нагрузкам и тяжести рюкзака, а взгляды к красивым пейзажам горных долин.
     Ущелье Телеты вначале подъема немного расстроило. Поросшие лесом склоны и глубоко внизу река, ничего не видно ни впереди, ни сзади. Но спустя два часа мы поднялись в долину ущелья. Усталость рукой не сняло, конечно, но вид очень впечатлил:

А вот, что мы оставили позади:

К тому же, скоро точно бивуак. Впрочем, пастух, обещавший нам полчаса ходу до «поворота» к перевалу, переоценил наши силы. И вместо получаса мы шли полтора. Как только мы залезли в палатку, пошел дождь, сменившийся затем снегом.
   Я люблю красоту горных вершин, даже если она немного однообразна, но меня приводит в истинный восторг зимние вершины, когда много-много снега. Я говорил Оле, что зимой горы "немножечко" красивее. На следующее утро она смогла в этом убедиться сама:

Утро второго дня путешествия. После почти бессонной ночи, мы вылезли из палатки. Все склоны выше 2000 метров были щедро усыпаны снегом, но, не взирая на это, бодрые французы, (они стояли этой ночью немного ниже нас), в 7 утра помахали нам ручкой и продолжили путь на перевал Телеты в кроссовках. Через час мы последовали за ними.
     Почему ночь была бессонной? Потому что Оля проходила "курс молодого бойца": гроза крутилась над нами, и ежесекундные раскаты грома, следовавшие без задержки вслед за молнией, заставляли её сильнее вжиматься в коврик и укутываться в новый теплый спальник. Признаться, даже мне было немного не по себе, хотя еще месяца не прошло, как мы пережидали непогоду похлеще этой на доломитских ночевках Узункола.
     Ночью мы пили чай и прикидывали, сколько наметет за ночь снега (метр или два).
Где-то около двух ночи гроза прекратилась.

Оля первый раз была в «серьезных» горах. Она восхищалась окружающей красотой и говорила:
    - У меня такое чувство, что я попала в картинку красочной открытки или отменной фотографии.
    Что же, теперь я могу сказать ей, что это действительно именно так.
Эта фотография нравится мне чуть больше остальных.

Утром, перед тем, как накинуть рюкзаки на плечи, я предупредил её, что высота будет достаточной для того, чтобы почувствовать горняшку, хотя бы немного. Через полтора часа ходьбы Оля просит меня остановится.
– Какие симптомы у горняшки? - спрашивает она.
– Головокружение, тошнота, слабость.
– Н-да.
– Хочешь чаю?
– Я, кажется, хочу есть.
– Ну, тогда это не горняшка.
– Нет, нет. Горняшка, - возразила она.

В 11 утра мы были на перевале:

Здесь, конечно, не сам перевал. С перевала сделан снимок.

На перевале Телеты все как обычно, и это меня очень обрадовало: намело снега по пояс, дует пронизывающий ветер, красивый вид в две стороны. В общем, перевал, как все мы на самом деле любим.

Теперь нам предстоял длительный спуск вниз, в ущелье Каракол

По пути в ущелье Каракол.
     Тропа идет вдоль ручья, а затем резко забирается на осыпной склон завала из камней. Оле очень не нравились морены. Она была готова идти по снегу, грязи или траве, но не прыгать по камешкам. Вот так. А мне нравится. Делая этот снимок, я был уверен, что еще максимум часик-другой, и мы на бивуаке. Как я ошибался!
     Мы вообще-то не горные туристы, но нам понравилось свободно гулять с рюкзаком по красивым горам и делать остановки там, где захочется (не забывая при этом о графике путешествия). Мы спокойно останавливались и фотографировали лошадок, которых в Киргизии очень много:

Останавливались на привал каждый час, иногда чаще. Во-первых, потому что в отпуске, а во-вторых, потому что приехали в Киргизию не только на горы посмотреть, но и с друг другом пообщаться...
     Добравшись вечером до поляны старого альплагеря в ущелье Каракол, мы попросились переночевать в Юрту (заплатив деньги). Договаривались с мальчишкой, лет 12 о цене. Вообще мальчишка деловитый был. И хлеб сам пек, и на ослике за дровами ходил, и, вообще, с нами он "работал".

Юрты - практически аутентичные, за исключением печки-буржуйки и целлофана,  которым кое-где покрыта поверхность юрты.
Юрты стоят здесь только с июня по сентябрь, пока есть туристы.
     Тем же вечером ели свежеиспеченный хлеб и запивали его айраном. Очень вкусно

Просто прогуливаться по горным ущельям - огромное удовольствие. Третий день нашего путешествия -это приятная прогулка по ущелью Каракол к пику Каракол. Это ущелье понравилось нам больше всего: разнообразное, живописное, и достаточно длинное:

Ущелье Каракол. 3 часа от поляны с альплагерем.

Пик Каракол и язык ледника Онтор.

Фотография, хоть и неплохая, но едва ли передает масштаб пика Каракол и его истинную красоту. Пик Каракол - самый высокий пик хребта Терскей-Алатоо (5216, кажется). Впечатлил меня и Олю крепко. Выглядит неприступным, и в то же время притягивающим. Очень красивая гора:

Был ли на ней кто из белорусов?
     Вдоволь напившись чаю и айрана, мы попрощались с пиком Каракол и вернулись обратно к своей юрте.
     На этот раз мы поставили палатку. Все-таки гостеприимство на популярных туристских маршрутах дороговато обходится. Пришел пастух, продал нам кумыс, а на не возвращенную сдачу разрешил Оле покататься на его лошади:

По приезду я задаю себе вопрос:
почему я, будучи в Киргизии, не разу не покатался на лошади? Случай представлялся ни раз и ни два. Еще в Джеты-Огузе к нашей палатке подходили ребята и предлагали лошадь: я извинялся, угощал их сигаретами и говорил, что мы сами пойдем.
     Кстати, о кумысе. По-киргизски: кымыз. Напиток из кобыльего молока. Кислый. Вернее - мега-кислый. Привыкнуть к его вкусу для нас оказалось задачей непосильной. Пастух, который продал нам литр кумыса посоветовал вскипять его и добавить головку чеснока, чтобы вытравить из нас всю простуду.
Да, мы были сильно простужены, но чеснока у нас не было. Может, и хорошо. Вообще, нам было интересно попробовать кумыс. И не стану лукавить: вкус нам не понравился. Надо очень долго привыкать к нему.
Хотя литр этого напитка мы честно выпили.

После ущелья Каракол, мы отправились дальше.

Наиболее живописным местом нашего короткого путешествия вдоль хребта Терскей-Ала Тоо, является озеро Ала-Кёль, расположенное на высоте 3500 метров. Озеро очень красивое. Длина его почти 3 километра, и на представленном ниже снимке видна только треть озера:

Дорога к озеру меня слегка беспокоила. Тропа была проложена в узком ущелье, и я немного опасался, что сверху могут прилететь камни. Тем более, снова портилась погода, и вместе с камнями стоило опасаться и дождя.
     И для меня, и для Оли - ночевка на этом озере была уникальна. Во-первых, я еще не поднимался так высоко с 30 килограммовым рюкзаком. А Оля, в принципе, никогда не ночевала так высоко. На озере мы провели почти сутки: в час дня пришли, в восемь утра следующего дня ушли.

Река вытекающая из озера своеобразна. Дело в том, что буквально через километр, возле "Приюта сирота", река уходит под камни, и таким образом впдает в реку Каракола "подземным" путем.

Вечером, после борьбы небесных сил, погода все-таки установилась.
Чувствовалось приближение осени: брался небольшой морозец. Я надеялся, что он приведет за собой солнечную и безветренную погоду завтра. Так и случилось

Верхняя часть озера Ала-Кёль. Форма озера напоминает интеграл. Верхняя часть озера на самом деле никакая не верхняя, просто чтобы увидеть её, нужно порядочно поднятся от площадок под палатки. Сначала мы пришли сюда рано утром, встречали рассвет (почти все фото не удались), а затем собрав вещи, пришли повторно - уже по пути на перевал.

Утро на озере.

К сожалению, здесь, как нигде, чувствуется пребывание человека: горы мусора на площадках под палатки. Вполне можно снаряжать экспедицию для очистки мусора. К сожалению, "охраннику" (как он сам себя назвал) ущелья Каракол глубоко наплевать на то, что здесь творится. Он то здесь, оказывается и не был ни разу. Как впрочем, и под пиком Каракол. Мы с Олей очень удивлялись не столько взыманию платы с туристов, сколько тем, что этот "охранник" ничего из того, что охраняет, не видел.

Не хочется уходить. На каждой точке, откуда делаем снимок, скидываем рюкзаки и любуемся пейзажами. Торопиться некуда. Впереди - перевал Ала-Кёль (3900) и спуск к горячим источникам
. Утром, пока солнце не заходит в зенит, вода в озере очень насыщенного изумрудно-бирюзового цвета.

Пик Джигит. Вид с перевала Ала-Кёль через объектив 135 мм (как бы приближает :-) ).
     Вообще, практически все маршруты в этом районе предусматривают и подход под пик Джигит. Под его стены мы не подходили, и, кстати, напрасно. Могли одним денечком на озере пожертвовать, но понять это смогли только потом.

Вид с перевала Ала-Кёль на ущелье Кельдеке. Такой, слегка марсианский пейзаж обусловлен тем, что ледник в районе перевала Панорамный (это чуть севернее Ала-Кёль) растаял и, соответственно, рекам нечем питаться. Воду найти здесь можно, только гораздо ниже: с южной стороны ущелья. Мы стоим перед последним сбросом высоты. Оле жалко расставаться с 3900, и она просит посидеть еще хотя бы 5 минут. Я думаю как будем спускаться. Внизу сыпуха, а слева и справа камни
По сыпухе Оля еще не спускалась и, мне кажется, что ей это понравится.

Горячие источники и база отдыха Алтын-Арашан.
Вечереет. Завтра мы отправляемся вниз, на озеро Иссык-Куль. А сегодня мы сидим, и обсуждаем все то, что с нами было последние четыре дня.

Алтын-Арашан был нашей последней точкой в горном путешествии. Мы переночевали в доме егеря (на фото справа одинокий домик), поужинав с хозяевами, и искупались в горячем источнике.
    Это очень приятно – лежать в горячей ванне источника и чувствовать, как твое тело наполняется теплом и энергией. Нам так не хотелось из него выходить, но делать было нечего – становилась очень жарко, а вот холодного пива с собой мы не прихватили…
    Так что пришлось все делать последовательно. Сначала ванны, потом пиво.
Алтын-Арашан популярное место: незадолго до нашего прихода, во всем небольшом селении не было свободных мест, и лужайки были заставлены палатками. Но погода испортилась, и люди поспешили вниз. Спускаясь по ущелью на следующий день, мы встречали множество туристов, поднимающихся, кто налегке, а кто и в полном туристическом обмундировании наверх. Китайцы, немцы, поляки, исключительно девичьи группы, люди почтенного возраста. И стар, и млад.

Всех этих баранов пересчитывали как раз в то время, когда мы их достигли.
Два человека перекрывают дорогу, оставляя маленький проход для одной особи. И так, постепенно, всех пересчитывают. Потеряли на этом около часа. Обойти было крайне трудно.

Горная часть путешествия на этом закончилась.
Мы отправились на озеро Иссык-Куль, жемчужину Киргизии.

Южный берег Иссык-Куля. Пляж возле села Ак-Терек.
Удивительное ощущения и эмоции: плаваешь в озере на фоне снежных шапок горных вершин. Киргизия в этом отношении страна компромисса. Природа постаралась на славу.
Южный берег Иссык-Куля в меньшей степени освоен туристами, чем северный. И в этом есть свое очарование: приезжаешь на курорт, как в деревню к бабушке. Тихо, спокойно.
     Конечно, для тех, кому нужен "активный" пляжный отдых, на Южный берег ехать не советую. Там очень спокойно и туристская индустрия пока туда не добралась. Впрочем, уверен, это вопрос нескольких лет.

ФЕСТИВАЛЬ АБРИКОСА.

29 августа в селе Ак-Терек проходил Фестиваль Абрикоса.

Ак-Терек находится на западе в получасе езды от Каракола. От нескольких людей мы слышали, что Ак-Терек - родина абрикоса. Это вполне может оказаться правдой, так как абрикосы в садах этого села растут просто восхитительные. В Караколе мы тоже покупали абрикосы, и их вкус, тоже приятный, все же ни в какое сравнение не шел с абрикосами Ак-Терека. Так что, если вы хотите поесть абрикосов, езжайте в Ак-Терек. Только ехать надо в начале августа, не позже.

Программа фестиваля была насыщенной, хоть, на наш взгляд, и не сильно касалась абрикосов. Сам фестиваль был организован волонтеркой из Японии, которая трудится там вот уже несколько лет. Именно поэтому на фестивале были японские барабаны, и японцы, играющие на национальных киргизских инструментах:

В Киргизии без лошади никуда.

Японские барабаны.

Проблема в понимании праздника, заключалась еще и в том, что весь праздник велся на киргизском языке, в то время, как афиши фестиваля, расклеенные по всему южному и северному берегу, были на четырех языках: киргизский, английский, русский, японский.
      Тем не менее, после официальных речей всяких представителей, начались игрища на лошадях, которые и были основным весельем как для участников, так и для зрителей.
      Забегу вперед, и скажу, что игры продолжались намного дольше самого фестиваля - до самого вечера молодые киргизы не покидали стадион, на котором проводился праздник.

В Киргизии без лошади никуда, и мы это прочувствовали, посмотрев как они держатся в седле.

Мы увидели четыре состязания.
Первое. По дороге "туда", нужно догнать девушку и поцеловать её. По дороге "обратно" не схватить от нее оплеуху:

Состязание второе. Подбросить в воздух как можно больше роз, лежащих на земле. Соревнование командное. Кстати, это оказалось очень трудной задачей. Даже те лихачи, которые на скаку становились двумя ногами на землю, не всегда справлялись с розочками:

Состязание третье. Борьба в седле. Может быть не настолько зрелищно, как на полном скаку доставать рукой до земли, но, кажется, наиболее захватывающее самих участников. В этой борьбе много тонкостей, но суть, вроде бы проста - достать противника из седла:

P.S. Победил парень в белой майке. Настоящий боец!
Состязание четвертое. Гоняли до самого вечера.
В ходе официальной части фестиваля в жертву был принесен барашек. Тушка этого барашка служит для данного игрища. Выбирается один наездник, который берет себе тушку барашка. Его задача: доставить её в центр поля. Задача остальных: перехватить тушку и самому доставить в центр.
Играли до темноты. Даже фестивальные юрты уже разобрали.
На фото: объект находится у самого правого игрока.

Вот! Фестиваль был интересен, и я думаю, в скором времени, он станет более известным. Надо только добавить в него гораздо больше абрикосов.

Вместо заключения:

Немного спустившись с перевала Телеты, мы встретили растянутую группу чехов. Руководитель шел первым, основная масса отдыхала 50 метрах от него, оставшиеся - догоняли. Их руководитель говорил по-русски и по-английски. Спросив откуда мы, он сказал:
– О, Беларусь! Это же за углом от нас!

Его товарищ сфотографировал нас на память. В Киргизии много туристов и путешественников из Западной Европы. Так что знание английского языка в путешествии пригодится.
 Технических подробностей как по треккингу, так и по Киргизии у нас масса. Если возникнут вопросы, к нам можно обратиться. Возможно, чуть позже мы подготовим небольшой обзор в раздел "география поездок" о всяких ценах, маршрутках и других важных подробностях.